+7 (351) 900-12-60

Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Абрамченко В.В.

17 марта 2021

Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации

Абрамченко В.В.

в дополнение к направленным документам в адрес Вашего помощника Галичевой М.А. во время посещения Вами г. Челябинска 29.01.2021

От коллектива граждан г.Челябинска

Ответ просим дать на электронный адрес evakhtina@yandex.ru

Контактный телефон 8-351-9001260

 

Уважаемая Виктория Валериевна!

ПРОСИМ инициировать создание Правительственной межведомственной комиссии с привлечением общественности Челябинска для решения проблем, замаливающихся или  намеренно созданных региональными чиновниками, и угрожающих экологической безопасности Челябинской области. А именно:

  1. Проблем освоения Томинского месторождения медно-порфировых руд и строительства Томинского ГОКа, расположенного на проблемной территории: в 30-ти километровой защитной лесопарковой зоне промышленного гиганта, в 11 км от г. Челябинска, в 9 км от единственного безальтернативного питьевого источника для 1,5 млн граждан Челябинской агломерации, на водосборной площади притоков р.Миасс , на территории Томинского сельского поселения. С целью проверки:

1.1.Законности выдачи Лицензий на геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведка и добыча п.и., в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. В связи с недостоверностью указанных расстояний г. Челябинска.

Сведения о действующей Лицензии ЧЕЛ 15898 ТР и ранее выданных Лицензиях н а сайте Сводного государственного реестра участков недр и лицензий  https://rfgf.ru/license/itemview.php?iid=2714468 В Лицензии указано недостоверное расстояние 30км вместо 11 км.

1.2. Достаточности эколого-социального и экономического обоснования при утверждении постоянных разведочных кондиций и подсчета запасов медно-порфировых руд Томинского месторождения (Протокол ГКЗ № 2910 от 30.11.2012; Протокол ГКЗ № 4298 от 28.08.2015, Протокол ГКЗ № 6448-оп от 12.08.2020 (о снятии с баланса окисленных руд))

1.3. Законности выдачи Положительных Заключений ГЭЭ на два отдельных объекта «Горно-транспортная часть» и «Хвостовое хозяйство и оборотное водоснабжение», утвержденные Приказами Росприроднадзора № 875 и № 876 от 03.11.2015 г.

1.4. Законности запуска начала строительства в июле 2017 при отсутствии скорректированного проекта по результатам экологического аудита, выполненного Уральским государственным горным университетом в 2016 году, при отсутствии необходимых Заключений ГЭЭ и государственной экспертизы

1.5. Законности выдачи положительных Заключений ГЭЭ на отдельные объекты в 2017 и 2019 год, при отсутствии Технико-экономического обоснования на скорректированный проект и перевода окисленных руд в забалансовые. Заключения ГЭЭ утверждены Приказами Центрального аппарата № 427, № 428 от 18.10.2018.; № 441 от 26.10.2018.; № 494 от 26.11.2018., Приказом Северо-Уральского межрегионального Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования № 422-э от 25.12.2019 «Горно-обогатительный комбинат "Томинский". Горно-транспортная часть производительностью 28 млн. тонн руды. Корректировка».

1.6. Законности изменения источника производственного водоснабжения и объема водопотребления на производственные нужды Томинского ГОКа после прохождения государственных экологических экспертиз на отдельные объекты, при отсутствии оценки существующей антропогенной нагрузки на питьевой источник для 1,5 млн  граждан и оценке рисков для населения..

1.7. Законности выдачи Разрешения на изъятие воды из р. Миасс выше 3-х питьевых водозаборов (Полетаевского, Сосновского, Кремекульского) без оценки рисков и подтвержденных расчетов ухудшения качества питьевой воды, при том, что на протяжении нескольких лет существуют критических показатели качества воды по ряду опасных компонентов по наблюдениям Челябинского ЦГМС (на водохозяйственном участке 14.01.05.009 Аргазиское вдхр-р.Миасс-Шершневское вдхр.)

1.8. Законнсти строительства насосной станции во 2-ом поясе зоны санитарной охраны (ЗСО) Шершневского водохранилища

1.9. Законности выдачи С-Э Заключения Управлением Роспотребнадзора по ЧО № 74.50.02.000.Т.001060.12.18 от 18.12.2018 на основании Экспертного заключения ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, которым размер Санитарно-защитной зоны предприятия первого класса опасности, установленный СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03- 1000 м, усечен в отдельных направлениях по границы земельного отвода, далее 10 м, 96 м и т.д.

1.10. Законности размещения отходов в ГТС у истоков р.Каменка (приток р.Чумляк) на водосборной площади и истока  р. Чумляк (приток р.Миасс) при отсутствии Заключения ГЭЭ после корректировки проекта и замены хвостохранилища на гидротехническое сооружение.

1.11. Законности размещения хвостов обогащения Обогатительной фабрики Томинского ГОКа в Коркинском разрезе, что неизбежно приведет к загрязнению водоносных горизонтов тяжелыми металлами из состава руд

1.12. Законность проектирования увеличения объема добычи и переработки руды Томинского ГОКа с 28 до 45 млн тонн в год, переработки сероколчеданных руд Маукского месторождения на ОФ Томинского ГОКа при отсутствии технико-экономического обоснования, экологического обоснования, при многочисленных нарушениях при проведении общественных обсуждений данного проекта, не предоставления общественности свободного доступа к материалам ОВОС.

Также информируем Вас о наличии нескольких судебных исков по проблеме Томинского ГОКа, Истец Челябинская региональная общественная экологическая организация «Экологической Консалтинг». Дела рассматриваются  как в Арбитражном суде ЧО, так и в суде общей юрисдикции. Главный Иск «О запрете деятельности приносящей вред в будущем». Дело № А76-5854/2018 рассматриваемое Арбитражным судом с апреля 2018 года, рассмотрение идет в закрытом режиме. Общественностью города собрано 800 тыс рублей на проведение судебной экспертизы, но доступа к информации, связанной с охраной окружающей среды общественность лишена. Ограничены права Истца на ознакомления с проектными документами.

  1. Проблем в обращении с  отходами в  Челябинской  области

Областная территориальная  схема   обращения с  отходами     производства и  потребления, включая  твердые  коммунальные  отходы,  недостаточно    рациональна,  логистически,  экологически и экономически   малоэффективна,   не  стимулирует    сокращение  объемов   образования  отходов и  объемов  их  захоронения,  создание      и расширение    системы     раздельного сбор а  отходов  и их  дальнейшего использования.   Обязательные  для  исполнения    региональными  операторам  и операторами   ТКО  схемы   и объемы  движения   потоков  отходов    в  значительной  степени не   соблюдаются  и  слабо  контролируются  государственными     органами власти  и надзорными  органами.

2.1. Основным  объектом   захоронения    большей  части  образующихся  отходов  области   является  временный   полигон  ТБО  вблизи  с. Полетаево  Сосновского  района, не  соответствующий проектной документации, с серьезными нарушениями при эксплуатации в части его уплотнения и изоляции грунтом, а также  скопление токсичным  свалочным фильтратом  вокруг и на теле полигона,    проектная   емкость  превышена многократно. Вследствие  нарушений  технологии   захоронения  отходов  на данном  объекте    непрерывно   происходят   возгорания  свалочного тела  с  выбросом  в окружающую  среду     значительных  объемов   крайне     токсичных  веществ  (бенз(а)пирен , диоксины,.четереххлористый  углерод и др.). А также на теле полигона происходит сортировка отходов, что периодически приводит  летальным случаям – гибели сортировщиков под колесами бульдозеров.  А также, утилизация креозотных шпал в уголь для барбекю.

2.2. Усилиями Росприроднадзора и Министерства экологии происходит вывод из  эксплуатации  объектов   размещения  и обработки отходов в Челябинской области.

2.3. Централизация   потоков   на  Полетаевском  полигоне   привели  к резкому   увеличению  расстояний  перевозки   отходов, как  следствие     к  росту расходов   по  транспортированию  отходов,  платы  за  обращение   с  ТКО   от населения, монополизации объектов размещения отходов, и как следствие рост цен на захоронение промышленных отходов и вытеснение местных перевозчиков  и переработчиков  отходов.

2.4. Полигон ТБО граничит со вторым поясом водоохранной зоны и находится над питьевым источником водохранилища,  изначально проектировался для размещения отходов Полетаевского сельского поселения годовым объемом 22 000 тн. За последний год объем увеличился до 700 000 тн, что   является зоной экологического бедствия для всего региона.

2.5. Отсутствует      должный    уровень   государственного управления и   контроля    в  сфере  обращения с  опасными  промышленными   отходами  в области представляет      реальную   угрозу. Многочисленные жалобы и обращения общественности в надзорные органы   с 2018 года демонстративно  игнорируются руководителями РПН, Министерства экологии и Областной Прокуратуры.

2.6. В регионе сформировалась коалиция в лице Министерства Экологии, Росприроднадзора,  Прокуратуры и Регионального оператора (собственника полигона ТБО), деятельность которых направлена на вывод денежных средств из области, игнорируя Постановление Правительства о создании эффективной системы обращения с отходами и  экологически безопасных объектов размещения и переработки отходов.

  1. Проблем сохранения особо-охраняемых природных территорий

В разрез указа президента РФ «О стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025» №176 от 17.04.2017г, где одним из механизмов реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности является управление системой ООПТ,  региональные чиновники вместо того чтобы расширять существующие ООПТ и создавать новые ООПТ, выводят участки из состава ООПТ под застройку.

3.1. В Челябинске, находящемся в лидерах городов с наихудшей экологической обстановкой, имеется единственная отдушина жителей - ООПТ регионального значения «Памятник природы Челябинской городской бор» (далее – Бор).

Вместо того чтобы сохранять и восстанавливать Бор правительство ЧО в декабре 2019г. совместно с депутатами ЗСЧО вывели участок Бора 4,2 Га из состава ООПТ под строительство корпуса больницы.

Второй апелляционный суд в Санкт-Петербурге признал своим решением от 02.02.2021 г. (прилагается) незаконность вывода земельного участка под строительство нового корпуса больницы из состава ООПТ «Челябинский городской бор» и отменил постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 26 декабря 2019 г. № 2240 «О внесении изменений в постановление ЗСЧО «Об утверждении границ памятника природы Челябинской области Челябинского (городского) бора и его охранной зоны». Но несмотря на рекомендации заместителя генпрокурора Ткачева И.В. чиновники от ЗСЧО не перестали судиться с горожанами и намеренны подать жалобу в седьмой кассационный суд Челябинска. Одновременно с продолжающимся судебным процессом по данному участку Городского бора Министерство строительства объявило тендер на проектирование корпуса больницы на участке, входящего в территорию Бора.

В 2011г. депутаты ЗСЧО постановлением №610 от 29.09.2011г. незаконно изменили границы Городского бора, вывели из состава территории Бора 49 Га,  в т.ч. участок Бора около СК «Полет» (ул.Лесопарковая 6а/1). Затем в 2014г. этот участок Бора размежевали и незаконно передали в частные руки уже под статусом земель населенных пунктов.

Застройщики намерены застроить не только часть Городского бора, но и землю под СК «Полет» находящуюся вплотную к Городскому бору (до 2011г. эта земля входила в состав охранной зоны Городского бора). При этом застройщики официально презентовали проект и намерен возвести не объект спортивного назначения, а исключительно многоэтажные жилые дома под видом апартаментов. Администрация города в 2017 году изменила ПЗиЗ г.Челябинска, тут же в 2017г. застройщик получил разрешения на строительство без проведения публичных слушаний, причем не по основному виду использованию земли, а по вспомогательному и условно-разрешенному.

3.1. Министерство экологии ЧО намеренно не утверждает перечни координат (границы) для большинства ООПТ Челябинской области, используя это для постоянного урезания территорий данных ООПТ.  

 

Депутат Совета депутатов Центрального р-на г.Челябинска

Вахтина Е.А.

Депутат Сосновского муниципального р-на, Полетаевского сельского поселения

Кудашева Ю.Н.

Инженер-технолог хим. производства

Вертяховская Н.И.

Юрист, правозащитник

Казанцев В.Н.

Сканы отправленного запроса