+7 (351) 900-12-60

И.о. прокурора Челябинской области Вепреву П.В. о неполноте проведенных проверок и недостаточности предпринятых мер

08 мая 2021

08.05.2021, №97

И.о. прокурора Челябинской области

Вепреву П.В.

«О неполноте проведенных проверок и недостаточности предпринятых мер прокурорского реагирования по результатам рассмотрения

 Обращений №73 и №74 от 23 ноября 2020г.  в отношении планируемой застройки нескольких земельных участков под спортивным комплексом «Полет»»

         

Уважаемый Павел Валерьевич!

В ответ на мои два развернутых обращения (Приложения №№1,2) по целому ряду городских проблем с большим общественным резонансом и длительными судебными спорами, адресованных и переданных на личном приеме Начальнику управления по надзору за исполнением законодательства по противодействию коррупции Генеральной прокуратуры РФ Балдину  В. В., было получено три ответа от Прокуратуры области (Приложение №№ 3,4,5).

Ответы содержат как правовые разъяснения, так и сведения о проведенных проверках и принятых мерах прокурорского реагирования по описанным в обращении проблемным ситуациям.

По функционированию Митрофановского кладбища как действующего некрополя, принимающего все виды захоронений, в том числе традиционные, мною были поданы отдельные обращения, и по ним получены ответы. В связи с чем здесь о некрополе вопросов не будет.

Однако по одной из проблемных ситуаций приходиться констатировать, что ответы и проведенные проверки нельзя признать полными, а принятые меры прокурорского реагирования исчерпывающими и достаточными для устранения противоречий с законодательством по следующим причинам.

Так, мною дважды были предприняты попытки привлечь внимание прокуратуры в том числе к проблеме планируемой многоэтажной застройки вплотную к особо охраняемой территории – памятнику природы Челябинский городской бор - нескольких земельных участков под спортивным комплексом «Полет» по адресу г. Челябинск, ул. Лесопарковая, 6а/1 (далее – СК «Полет»). В том числе:

1/ к законности содержания всех административных процедур, предшествующих выдаче разрешений на строительство ООО «Техсервис» и связанных с внесением изменений в Правила землепользования и застройки (далее – ПзиЗ) города Челябинска в 2017 году;

2/ соответствие всех этих разрешений на строительство требованиям градостроительного, а также природоохранного законодательства;

3/ к пассивной позиции прокуратур в связи с этим.

По данным публичной кадастровой карты земельный участок СК «Полет» в настоящий момент поделен на несколько земельных участков:

74:36:0000000:52121, разрешенной использование: для эксплуатации зданий и сооружений спортивного комплекса радиозавода

74:36:0000000:55361, разрешенной использование: для эксплуатации зданий и сооружений спортивного комплекса радиозавода

 74:36:0000000:55360, разрешенной использование: для эксплуатации зданий и сооружений спортивного комплекса радиозавода

74:36:0504007:182, разрешенной использование: для эксплуатации зданий и сооружений спортивного комплекса радиозавода

74:36:0504007:181, разрешенной использование: для эксплуатации зданий и сооружений спортивного комплекса радиозавода

74:36:0504007:180, разрешенной использование: для эксплуатации зданий и сооружений спортивного комплекса радиозавода

74:36:0504007:179 разрешенной использование: для эксплуатации зданий и сооружений спортивного комплекса радиозавода

74:36:0504007:176 разрешенное использование: для эксплуатации нежилого здания (здание радиоклуба)

Все эти участки в настоящий момент принадлежат к одной территориальной зоне – Б 2.4 (Приложение № 10). К ним примыкает зона Е1, отведенная под памятник природы (Приложение №10).

Застройка земельных участков вплотную к памятнику природы, как представляется, имеет комплексный характер и, считаю, сопровождалась и сопровождается комплексными нарушениями федерального законодательства.

Однако из полученных ответов следует, что в ходе прокурорских проверок по этому вопросу было установлено только одно несоответствие и только одного разрешения на строительство «ООО Техсервис» разрешенному использованию земельного участка с кадастровым номером 74:36:0504007:176  .

Указание на то, что проверки продолжаются, дает основания считать, что остальные три разрешения на строительство ООО «Техсервис» проверяются. Однако на момент написания настоящего обращения других ответов прокуратуры не получено.

При этом при проверках не было обращено внимание на целый ряд принципиально важных связанных вопросов, а именно:

- не нарушается ли в настоящее время принцип приоритета Генерального плана перед остальной градостроительной документацией, в том числе перед ПЗиЗ? Между тем введенная территориальная зона Б2.4 не соответствует Генеральному Плану города Челябинска 2003 года, где указана зона А1.1 - зона защитных зеленых насаждений «Озелененные территории интенсивного общественного использования» (Приложения № 10, 11);

- соответствуют ли строительные намерения застройщика и собственника ООО «Техсервис», связанные с возведением высотными, по существу жилыми домами (было бы наивно думать о том, что планируемые четыре высотных объекта в 24 этажа будут использоваться именно как гостиницы для спортсменов) на прилегающих к памятнику природы земельных участках, градостроительному требованию ГрК РФ о сохранении особо охраняемых природных территорий при осуществлении строительной деятельности? Последующая их эксплуатация неизбежно приведет к повышению антропогенной нагрузки на территорию памятника природы и к его деградации из-за увеличения посещений на природную территорию;

- не нарушается ли при реализации этого частного проекта прежде всего публичный интерес, интерес неопределенного круга лиц далее пользоваться как имеющимся спортивным объектом, так соответствующей территорией вокруг него? Территория под СК «Полет» располагалась, как уже отмечалось, в зоне «Озелененные территории интенсивного общественного использования», территория и объект были общественного назначения и использовались неопределенным кругом лиц. При реализации планируемого проекта этот баланс нарушается: территория и объекты впоследствии будут использованы ограниченным кругом лиц (Приложение № 9);

- соответствуют ли планируемое фактическое использование участков в зоне Б 24 и сами объекты строительства в проекте, описанные в экспертизе (Приложение № 9) установленному основному назначению и использованию этой территории – спортивно-зрелищные объекты? Так, в ПЗиЗ вид территориальной зоны установлен по преобладающей (не менее 70 %) функции ее градостроительного использования. Преобладающей функцией являются основные виды разрешенного использования.  Для зоны Б24 (специализированные общественно-деловые зоны, зона спортивно-зрелищных объектов) в первую очередь предусмотрены основные виды разрешенного использования: обеспечение спортивно-зрелищных мероприятий (5.1.1); обеспечение занятий спортом в помещениях (5.1.2); площадки для занятий спортом (5.1.3); оборудованные площадки для занятий спортом (5.1.4); соответствующее благоустройство территории.

Между тем, проектом предполагается:

- снос, а не реконструкция спортивного объекта

- сооружение вместо него четырех многоэтажных объектов, основное назначение которых - для проживания (постоянное или временное) ограниченного круга лиц;

- спортивные помещения (помещения спортивного назначения) планируются встроенными только на первых этажах зданий (Приложение №9).

Эти моменты, исходя из ответов, прокуратурой не были проверены, никаких мер прокурорского реагирования не предпринято.

Необходимо подчеркнуть, что текущий собственник земельного участка и объекта недвижимости на нем при приобретении этого комплекса в частную собственность не мог не знать и знал о территориальной зоне нахождения своей собственности и об ограничениях использования этой зоны. Тем не менее приобрел его в собственность. А в дальнейшем двукратно, как следует из анализа соответствующих материалов, опубликованных на сайте Администрации, инициировал изменение зоны, адаптируя ее под свой проект (Приложение №8).

Иными словами, имеющаяся зона Б2.4. под СК «Полет» в ПЗиЗ с соответствующими видами условно-разрешенного использования, допускающими застройку объектами капитального строительства, в том числе многоэтажного жилого, в отсутствие ограничений по этажности:

1/ противоречит Генеральному плану города 2003 года. Иной Генеральный план города не утверждался и в настоящее время отсутствует;

2/не обеспечивает соблюдение требования о сохранении особо охраняемой территории – Челябинский городской бор;

3/ ущемляет публичный интерес, поскольку территория, отведенная под многофункциональный комплекс, и объекты на ней будут ограничены для общего пользования (по примеру Гагарин Резиденс, где территория вокруг здания огорожена и пользоваться ею могут только владельцы апартаментов);

4/ при реализации проекта не соблюдается требование сохранения особо охраняемой природной территории;

5/ при реализации проекта не заложено соблюдение требования ФЗ 123, а именно требование удаления от леса городских многоэтажных построек в размере 50 метров или полторы высоты здания, если оно само больше 30м высотой.

Эти обстоятельства были обойдены вниманием прокуратуры в своих ответах. Им не дана правовая оценка. По ним не приняты никакие меры прокурорского реагирования.

Тут же считаю необходимым отметить, что вопрос сохранения памятника природы, в том числе путем снижения антропогенной нагрузки, был поднят на заседаниях в ЗСО ЧО, состоявшихся в конце 2020 начале 2021 года. А в качестве причины ее увеличения называлась в том числе застройка (текущая и планируемая) непосредственно примыкающих к бору территорий. А в качестве меры сохранения памятника природы – восстановление на таких территориях его охранной зоны.

В связи с этим, реализация проекта с многоэтажными объектами жилого (постоянного или временного) назначения вплотную к памятнику природы дополнительно к уже имеющимся подобным никак не поддерживается публичным интересом.

Прошу провести комплексную прокурорскую проверку по всем вышеизложенным фактам. Поскольку собственник вышеуказанных земельных участков планирует использовать их по не прямому назначению, как оно предполагается в соответствии с основным видом использования земельных участков согласно ПЗиЗ «Под строие, а также не в соответствии с нормами Генерального плана, ПЗиЗ г.Челябинска, ФЗ 123 прошу

  1. Прокурорскими полномочиями инициировать независимую экспертизу «Положительного заключения негосударственной экспертизы», полученную застройщиком на объект капитального строительства «Многофункциональный комплекс с помещениями спортивного назначения, объектами общественного питания, апартаментами гостиничного типа и подземной автопарковкой по ул. Лесопарковой, 6а в Центральном районе»
  2. Прокурорскими полномочиями выйти в суд в защиту жителей г.Челябинска с целью признания недействительными разрешений на строительство от 29.12.2017 № RU74315000-377-г-2017, № RU74315000-378-г-2017, № RU74315000-379-г-2017, № RU74315000-380-г-2017 объекта: «Многофункциональный комплекс с помещениями спортивного назначения, объектами общественного питания, апартаментами гостиничного типа и подземной автопарковкой по ул. Лесопарковой, 6а в Центральном районе» (этап 1 - корпус 1; этап 2 - корпус 2; этап 3 - корпус 3; этап 4 - корпус 4).

Приложения:

  1. Обращение № 73 от 23.11.2020 г.
  2. Обращение № 74 от 23.11.2020 г.
  3. Ответ Прокуратуры январь 2021 № №7/2-174-2020 (номер на листе №АС8659), подписано начальником управления по надзору за исполнением федерального законодательства, старшим советником юстиции Суслиной С. В.
  4. Ответ Прокуратуры от 21.01.2021 №7/2-151-2020 (номер на листе №АС №8296), подписан Начальником отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы, советником юстиции Шульга И. С.
  5. Ответ Прокуратуры от 10.02.2021 № 7/2-151-2021, подписано Начальником отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы, советником юстиции Шульга И. С.
  6. Статья на 74.ру (https://74.ru/text/gorod/2020/10/16/69507157/ )
  7. Генеральный план г. Челябинска (https://cheladmin.ru/ru/gradostroitelstvo )
  8. Тематическая ссылка на официальный сайт Администрации г Челябинска (https://cheladmin.ru/ru/ocenka-reguliruyushchego-vozdeystviya/uvedomlenie-o-podgotovke-proekta-resheniya-23 ).
  9. «Положительное заключение негосударственной экспертизы» на объект капитального строительства «Многофункциональный комплекс с помещениями спортивного назначения, объектами общественного питания, апартаментами гостиничного типа и подземной автопарковкой по ул. Лесопарковой, 6а в Центральном районе»
  10. Скриншоты – квадрат ГЗ-58 на карте - территории земельных участков, включая земельный участок под СК «Полет» 05 09 17 Б24, после внесения изменений в ПЗиЗ в 2017 году. Источник: «Градостроительное зонирование территории города Челябинска» (утверждено решением Челябинской городской Думы от 09.10.2012 №37/13 (http://www.arch74.ru/documents/rules/ )
  1. Та же территория на фрагменте Генерального плана, утвержденного в 2013 году.

Общий план:

Увеличенный фрагмент того же участка:

Квадрат 18. Часть темно-зеленого цвета, относящаяся к «Озелененные территории интенсивного общественного использования»

Сканы отправленного запроса

Смотрите также