04.04.2024

Библиотека семейного чтения о библиотеке. Положение о библиотеке семейного чтения


Управление образованием Администрации города Шарыпово

Приоритетный национальный проект «Образование»
в части поддержки деятельности классного руководителя

НОМИНАЦИЯ: Детско - взрослая общность как современное средство организации воспитательной деятельности

НАИМЕНОВАНИЕ ПРОЕКТА: Клуб семейного чтения « Войдем в мир книги вместе »

Ф.И.О. разработчика проекта: классный руководитель 8 К класса Альбина Вячеславовна Игнашина, т. 8-923-325-15-85

Утверждаю

директор школы

Н.В.Андриянова

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

662315 Россия, Красноярский край, г. Шарыпово, 2 м-н, здание 8

Директор школы: Наталья Валерьевна Андриянова, т.22-3-40

« О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги,

если бы я мог показать тебе их красоты!»

(Из наставления древнеегипетского чиновника сыну)

Актуальность

Мы живем в век знаний. Можно сказать, что нас окружает океан информации. Политика, наука, финансы, бизнес, техника, строительство, сельское хозяйство - ни одна отрасль жизни не может существовать без информации. Информацию ищут, находят, хранят, защищают, передают, копируют, уничтожают. Чтобы не утонуть в этом океане знаний, ученые всего мира ищут универсальную форму для хранения и поиска информации. На сегодняшний момент книга - самый доступный, простой и надежный источник информации.

Книга - это еще и очень древний источник информации. Ему около 2,5 тыс. лет. В начале прошлого века стали появляться новые источники информации - кино, радио телевидение, и люди стали меньше читать. Тут и появились пророчества о том, что книга становится пережитком прошлого и вот-вот умрет. С появлением Интернета любителей книг стало еще меньше, кажется, еще чуть-чуть - и книгу окончательно похоронят. Однажды на классном часе я спросила своих учащихся: « Как вы думаете, грозит ли книгам скорая смерть? И если нет, то почему?»

Примерные ответы детей:

    Кино, радио телевидение могут дать быструю, понятную информацию. Но научные знания все равно будут распространяться только через книги.

    Книги будут жить вечно. Над книжкой можно подумать, читать не спеша.

    Книжки - это информация, которую ты сам выбираешь: хочешь - читаешь, хочешь - нет, а телевизор навязывает информацию.

    Компьютер тоже не заменит книгу. Книгу можно читать и при свечах, а для компьютера нужно электричество, монитор, клавиатура, мышка.

    Если ученый напечатает свой труд в книге, ее прочитают и через 1000 лет, а с компьютера информация постоянно теряется, портится из-за вирусов и “глюков”.

    Книжку можно просто положить в карман и читать где придется.

    Современный КПК тоже можно положить в карман и читать, где хочешь.

    А вдруг у него закончится питание? А книгам питания не требуется.

    Все равно компьютер заменит книгу - придумают новые диски, научатся сохранять информацию, уменьшат размеры и найдут новые источники питания. Правда, это будет нескоро.

    Сейчас очень модно слушать аудиокниги. Едешь в машине и слушаешь - и не надо ни листать, ни глаза портить. Скоро все книги будут такими - электронными, на лазерных дисках.

    Когда все научатся обращаться с компьютерами, тогда, может быть, и перестанут читать книги.

Семейное чтение. Когда-то это была славная традиция. Вся семья вместе несколько вечеров читала одну книгу. Читали, передавая книгу друг другу, делясь впечатлениями, сопереживая героям. Подбирали книги для души, а не для того, чтобы занимали место в стенках, шкафах и, по принципу, у кого больше. Как же выбрать время, чтобы несколько вечеров подряд все члены семьи могли сразу собраться за чтением?

Книги являются истинными друзьями человечества.

Чтение – это не просто способ получить информацию, но и уникальный процесс, способный сделать из человека Личность, умеющую чувствовать, сопереживать, мыслить.

Дети не читают. Такое утверждение сегодня можно услышать со стороны учителей, родителей и библиотекарей

Посещение школьной и городской библиотеки

Проявление заинтересованности со стороны родителей является важным фактором в совместной читательской деятельности. Для этой цели в городской библиотеке проводится анкетирование детей с родителями «Самая читающая семья» среди среднего и старшего звена. По итогам этого года «Самая читающая семья» среди учащихся и их родителей были подведены статистические данные:

28% приходят в библиотеку;

25% в основном за учебной литературой;

15% имеется небольшая домашняя библиотека;

25% положительно относятся к чтению;

10% читают только то, что задают по литературе;

14% читают журналы и газеты.

Можно сделать выводы, что с каждым годом все меньше и меньше наши дети читают книги.

Где мы потеряли юного книголюба? Прежде всего, в семье! Семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не читают. В одиночку проблему не решить. Необходимо объединить усилия школы, семьи, библиотеки для ее решения. Поэтому и был разработан клуб семейного чтения "Обрати своё сердце к книге".

Проектная идея:

    Воспитывать уважение к книге, знаниям; побуждать к чтению, саморазвитию .

Цель:

Создание клуба семейного чтения «Войдем в мир книги вместе»

Задачи :

    показать роль книг и чтения в развитии ребенка;

    развить читательский интерес

    пробудить заинтересованность родителей в повышении качества чтения детей;

    возродить традиции семейного чтения;

    увеличить охват учащихся в посещения библиотеки и чтении книг;

    создать инициативную группу родителей-единомышленников;

    разработать нормативную базу о деятельности клуба

    обобщить опыт деятельности клуба

Участники, партнёры проекта:

    Классные руководители и учащиеся 8К, 4Б, 5В классов:

    Библиотекари школьной библиотеки

    Библиотекари городской библиотеки

    Родители, принимающие участие в реализации проекта

    Работники редакции газет «Огни Сибири», «Твой Шанс»

    Работники ЦКиК

    Работники «Почта России»

Сроки реализации проекта:

Сентябрь-май 2012-2013 учебный год.

Механизм реализации:

    Организационное родительское собрание. Открытие клуба – сентябрь, 2012г.

    Анализ реализации проекта – май, 2013г.

Ожидаемые результаты

    Создан клуб семейного чтения «Войдем в мир книги вместе»;

    Разработана нормативная база деятельности клуба;

    Создана база методических разработок проведенных мероприятий;

    Увеличен интерес к чтению книг на 30% (анкетирование)

    Увеличен охват учащихся в посещения библиотеки и чтении книг до 70%

    Создана презентация о деятельности клуба.

Показатели результативности:

    Повышение техники чтения учащихся;

    Охват учащихся и их родителей деятельностью клуба;

    Организация коллективной деятельности;

    Расширение и обогащение читательского опыта детей;

    Увеличение количества семей возрождающих традиций домашних совместных чтений:

    Углубление знаний о литературных произведениях и их авторов;

    Развитие у детей способности самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

    Обобщение опыта деятельности клуба;

    Анкетирование

План мероприятий по реализации проекта.

Этапы

Мероприятия

Сроки реализации

1. Организационное родительское собрание. План мероприятий

    Тестирование учащихся класса об уровне сформированности представлений о книге как источнике информации

01.10.12

2. Реализация проекта.

    Беседа «Уважение к книге » (рассказы о создании книги). Конкурс рисунков.

Октябрь 2012

    Участие в Краевом проекте «Отдадим книгу в хорошие руки»

    Экскурсия в городскую библиотеку

    Беседа «Чем могут помочь книги».

Ноябрь 2012

    Экскурсия в типографию

    Посещение ЦКиК. Игровая программа «Герои книг»

    Посещение городского театра. Встреча с его актёрами

    Знакомство с первой книгой Руси

    Экскурсия на почту. Знакомство с работниками почтового отделения. Хранители книг

Декабрь

    Конкурс стихов собственного сочинения «Как хорошо уметь читать…»

    Работа библиотекаря. Классный час «Профессия библиотекарь»

Январь 2013

    Просмотр видеофильма « Как создаётся книга»

КОНКУРС

    «Лучшая книжка – малышка» совместно с 4Бкл.

Февраль

Споём о книге в частушках. Конкурс семей

    Беседы на тему «Бережное отношение к книге».Ремонт книг школьной библиотеки.

Март

    Поездка на Линёвский берег. Отдыхаем и читаем

    Конкурс презентаций

    Знакомство с семейными библиотеками

    КВН по книгам.

Апрель

    Просмотр художественного фильма по прочитанному произведению

3. Анализ реализации проекта.

    Итоговый сбор членов родителей и детей

    Итоговое анкетирование

    Отзывы участников проекта.

    Презентация слайд-альбома о деятельности клуба

    На основе сделанного анализа, выводов, показателей результативности будет принято решение о дальнейшей работе в данном направлении

Май

Ресурсы:

1. Методическая литература: Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. – 1996.

Дереклеева Н.И. Родительские собрания. – М.: Вако, 2004.

Стрельцова О. Воспитание у детей интереса к чтению // Начальная школа – Первое Сентября.

2. Кадровые: Классные руководители и учащиеся 8К, 4Б, 5В классов; библиотекари школьной библиотеки, библиотекари городской библиотеки, родители, принимающие участие в реализации проекта; работники редакции газет «Огни Сибири», «Твой Шанс»; работники ЦКиК; работники «Почта России».

3.Материально-технические: проектор, компьютер, интерактивная доска.

4. Дидактические: Анкеты, тесты, карточки с игровыми заданиями.

Приложение1

Положение о Клубе семейного чтения «Войдем в мир книги вместе»»

1. Общие положения.

«Клуб семейного чтения» является продолжением системы сотрудничества учителя и родителей учащихся; созданием среды, способствующей развитию индивидуальности ребенка в общем доме «школа-семья».

«Клуб семейного чтения» направлен на совершенствование образовательного процесса через реализацию принципов:

Системности (создание литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования);

Эстетический (постоянное общение школьников с лучшими образцами детской литературы);

Эмоциональности (развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам героев);

Ценностно-ориентационной (использование приобретенных знаний, умений и навыков для самостоятельной работы);

Преемственности (связь литературного образования с окружающим миром, искусством и др.).

Методическая работа «Клуба семейного чтения» обеспечивает продвижение в литературном развитии всех учеников и каждого в отдельности.

2. Организация деятельности.

«Клуб семейного чтения» создан на базе сотрудничества учащихся и их родителей, учителя, школьной библиотеки и городской детской библиотеки.

Основные принципы работы Клуба семейного чтения:

    добровольность и достаточная самостоятельность в выборе художественного произведения;

    соответствие подобранной литературы возрастным особенностям и интересам школьников;

    отсутствие жёсткой регламентации во времени;

    непринуждённая доброжелательная обстановка в библиотеке;

    поддержка читательской деятельности школьников на уроках литературы.

Организованная структура ученического соуправления в классе

« Клуб семейного чтения »

Учитель

Ученики

Родители

Школьная библиотека

Городская детская библиотека

Хар-ка детского коллектива на данной стадии развития

Задачи по развитию

Позиция педагога

Стиль управле-ния

Новообразования в ученическом коллективе

Внутренняя сплоченность.

Выражено стремление быть вместе.

Дорожат честью детского коллектива.

Единство ценностей и подходов к образова-тельному процессу.

Сотруд-

ник

Ведущий стиль: коллеги-альный, консульти

рующийся.

Развитие инициативы, активности каждого.

Создание единого коллектива «дети-родители-педагог».

Самостоятельность сплоченность.

Потребность лич-

ности в самосовер-шенствовании.

Ценностно-ориентированное единство.

Сложившееся самоуправление.

План заседаний клуба

    Выборы состава клуба.

    Разработка нормативной базы Клуба (Положение, либо Устав)

    Составление плана работы на год.

    «Давайте познакомимся!». Знакомство со школьной библиотекой.

    Разработка и проведение анкетирования родителей и детей «Книга в семье».

    «Наша домашняя библиотека». Беседа о формировании домашней библиотеки.

    Введение традиции «Семейная гостиная «Папа, мама, я - читающая семья»

    Организация мобильной библиотеки в клубе. Оформление «Экрана чтения»

    Просмотр художественного фильма по прочитанному произведению. Обмен мнениями.

    Семейная викторина «Хорошо ли мы знаем героев произведений?»

    Сотрудничество со СМИ, городской библиотекой, ЦКиК.

Подведение итогов проводится в конце учебного года: отмечаются грамотами, сувенирами все участники - дети и родители в номинациях:

    Лучший фотосюжет с книгой

    Лучший дневник чтения

    Рекордсмен чтения

    Самый внимательный читатель

    Лучший знаток книг

    Лучший читатель библиотеки

    Книжный доктор

    Преданный читатель библиотеки

    Мастер чтения

Приложение 1.

Алгоритм семейного чтения

Цель – прививать интерес к чтению, воспитывая грамотного читателя.

1. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.

2. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и имя автора, название книги.

3. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день. (Работайте в паре)

4. Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.

5. После прочтения спросите у ребенка, понравилось ли ему произведение, чем?

6. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.

7. Какие слова и выражения запомнились, чему научила книга?

8. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить наизусть отрывок, если это стихотворение.

Приложение 2.

Анкета для детей

    Что ты больше любишь?

    Слушать чтение взрослых

    Смотреть телевизор

    Как ведут себя родители во время твоего чтения?

    Хвалят тебя

    Ругают

    Читают ли в вашей семье книги вслух?

    Читают

    Не читают

    Можешь ли назвать книгу, которую недавно прочитал(а)?

    Да

    Нет

    Записан(а) ли ты в школьную библиотеку?

    Да

    Нет

Приложение 3.

Анкета для взрослых

    Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?

    Слушать чтение взрослых

    Смотреть телевизор

    Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?

    Хвалите

    Ругаете

    Принято ли в вашей семье читать вслух?

    Да

    Нет

    Можете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?

    Да

    Нет

Бугурусланская централизованная районная библиотечная система

Староузелинская сельская библиотека

клуба семейного чтения

Староузелинской библиотеки

Масловская А. И.

Адрес: с. Старое Узели, ул. Заречная, д. 6, Староузелинская библиотека

На базе, какого учреждения создан: Староузелинская библиотека-филиал ЦРБС.

Год создания: 2009 г.

Где проводятся заседания : в библиотеке.

Характер объединения : семейное чтение.

Цели объединения: формирование круга семейного чтения; создание пространства для диалога ребенка и взрослого; организация семейного досуга.

Традиции: совместное празднование дней рождений всех членов клуба.

Регулярность занятий : 1 раз в месяц.

Количество участников : 25 человек.

Фамилия, имя, отчество: Масловская Алена Ивановна.

Год рождения: 1960.

Место основной работы : Староузелинская библиотека

Занимаемая должность : библиотекарь.

Образование : средне специальное (педагогическое).

Цели и задачи клуба:

    Привлечение семьи в полном составе к систематическому чтению;

    Создание пространства для диалога ребенка и взрослого, организация семейного досуга;

    Информационная поддержка семьи;

    Оказание консультативной помощи в области детской литературы, детского чтения;

    Знакомство с творчеством писателей;

    Расширить кругозор детей через чтение.

    Привитие потребности в разнообразном и систематическом чтении.

Законы клуба:

    Закон доброго слова.

    Закон бережного отношения к книге.

    Закон уважительного отношения друг к другу.

    Закон справедливости.

Права и обязанности членов клуба:

    Совместное планирование работы клуба и участие в подготовке к заседаниям;

    Регулярное посещение занятий;

    Участие в различных библиотечных мероприятиях.

Управление клубом:

    Руководитель - библиотекарь Масловская Алена Ивановна.

Атрибутика клуба: эмблема



Пояснительная записка

Данная программа разработана и использованием элементов библиотерапии для детей от 4 до 10 лет. В основе программы использованы элементы библиотерапии, такие жанры детской литературы, которые дают наибольшей эффект, и благоприятно воздействуют на души детей.

    Поэзия – снимает агрессивное возбуждение;

    Веселые картинки и книги – отвечают насущным потребностям детской души;

    В сказках ребенок проживает такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает в реальной жизни;

    Книги о природе и животных снимают напряжение, беспокойство.

Содержание деятельности: программа рассчитана на 4 года. Каждый год работы по программе проходит под девизом:

    1-й год: Первые шаги в культуре чтения «Путешествие в фольклорию»;

    2-й год: «Лучшие книжки – лучшие герои»;

    3-й год: «С книгой через века и страны»;

    4-й год: «Ты мира не узнаешь, не зная края своего».

Взаимодействие клуба в рамках программы





Основные формы работы клуба

Литературные турниры

семейные посиделки

Фольклорные праздники

игровые и конкурсные программы

громкие чтения и обсуждение прочитанного

творческие конкурсы

Ожидаемые результаты:

    Увеличение числа читающих семей;

    Грамотное руководство детским чтением;

    Повышение уровня культуры чтения.

1 –й год « Первые шаги в культуре чтения»

п/п

Название мероприятия

Форма проведения

Ответственные

Здравствуй, Книжкин дом.

Устное наводное творчество

«Книжки малышам».

Поиграем в сказку

Русские народные сказки

«Сказочный калейдоскоп»

Книжкина больница

В гости к лету

«Мы играем и поем»

«Мои любимые стихи»

«Заточи карандаши - и рисуй,

черти, пиши!».

День рождение читателей

Снегурочка и её друзья

Громкие чтения

Литературная

игра с элемента-

ми сказотерап.

Игра-путешествие

Мастерилка

Литературная

гостиная.

Творческая

мастерская

Семейные поси-

Творческая

мастерская

Семейные посиделки

Сказочное представление

Июль-август

Сентябрь

библиотекарь

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь

библиотекарь

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

2 – й год «Лучшие книги – лучшие герои».

Название мероприятий

проведения

Ответственные

«Здравствуй, здравствуй

Книжкин дом».

«Как прекрасны эти сказки!»

(К.И.Чуковский)

Любимые стихи

Уральские сказки

По страницам любимых

Копилка знаний

Путешествие в страну

веселых рифм.

Избушка русских сказок

Как растили колоски,

чтобы намолоть муки?

Сказочное путешествие

Громкие чтения

Эстетический

Конкурс чтецов

Мастерилка

Конкурс рисунков

Игра – путеше-

Литературно –

творческое

Выставка книг.

громкие чтения

и обсуждения

Мастерилка

Утренник

Сентябрь

Октябрь –

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

РДЧ, школа

библиотекарь,

библиотекарь,

РДЧ, школа

библиотекарь,

3 –й год «С книгой через века и страны».

Названия мероприятий

проведения

Ответственные

«С книгой через века и

Фольклор – народная колыбель.

Путешествие на островок

Симфония сказок природы

«Волшебная ночь в книжной

лавке». (Ш.Перро).

«Синяя птица»

«Маленький принц».

«Сказки, рассказанные детям»

Классная классика

«Мы рисуем и поём – весело

Ожившая сказка в Рождество».

Игра – путеше-

Громкие чтения

и обсуждения

Эстетический

Литературная

гостиная

Выставка одной

Громкие чтения

и обсуждения

Семейные посиделки

Громкие чтения и обсуждение

Творческая

мастерская

Утренник

Сентябрь

Октябрь –

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь

библиотекарь

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь,

РДЧ, школа

библиотекарь,

4 –й год «Ты мира не узнаешь, не зная края своего»

Наименование мероприятий

проведения

Ответственные

«Хорошая книга – мой спутник, мой друг».

Симфония красок русской

природы. (Зима).

«Весна пришла, просыпаться

Симфония красок русской

природы. (Весна).

Разноцветные страницы

(литература о родном

«Ребята, давайте жить

дружно!» (о творчестве

Валерия Левановского)

Симфония красок русской

природы. (Лето).

Путешествие в страну

«Журналию»

Русские писатели – детям.

Симфония русской природы.

«Любимый край, тебе я

посвящаю…»

«Мимо острова Буяна…

Снегурочка и её друзья

в гостях у 12 месяцев.

Музыкально –

эстетический

Семейные посиделки

Музыкально –

эстетический

Час весёлого

Урок вежливости

Музыкально –

эстетический

Игра – фантазия.

Громкие чтения,

музыкально –

эстетический

Тематическая

выставка

творческой

мастерской

Литературно –

музыкальное

путешествие

Праздничное

представление

Сентябрь

библиотекарь

библиотекарь,

библиотекарь,

библиотекарь

библиотекарь,

школа, РДЧ.

библиотекарь,

РДЧ, школа

библиотекарь.

библиотекарь,

библиотекарь

библиотекарь,

РДЧ, школа

библиотекарь,

1. Общие положения

1.1. Клуб семейного чтения «Книжкина гостиная» (далее – Клуб) – добровольное некоммерческое объединение, функционирующее на базе организационно-методического отдела Калининградской областной детской библиотеки имени А. П. Гайдара.

1.2. Членами Клуба могут быть дети – читатели данной библиотеки в возрасте от 7 до 13 лет и их родители, осуществляющие совместную деятельность, направленную на реализацию задач и целей данного Клуба.

2. Цели и задачи Клуба

2.1. На основе использования фондов библиотечных документов и в соответствии с уставом ГБУК «Калининградская областная детская библиотека им. А. П. Гайдара» Клуб ставит перед собой следующие задачи:

  • расширение возможностей, предоставляемых библиотекой, для самореализации детей, для развития литературного и художественного вкуса членов Клуба, вовлечение их в читательскую и творческую деятельность;
  • организация культурно-досуговой деятельности членов Клуба, направленной на продвижение книги и чтения, формирования интереса к чтению в библиотеке;
  • вовлечение в культурно – просветительные и образовательные мероприятия библиотеки детей области, в т. ч. и из социально – незащищенных семей;
  • расширение кругозора, творческой и познавательной активности детей и родителей, приобщение их к ценностям национальной и мировой детской литературы.

3. Предмет и деятельность Клуба

3.1. Предметом деятельности Клуба являются:

  • раскрытие фондов библиотеки;
  • организация и проведение на этой основе для членов Клуба массовых мероприятий, специальных занятий, позволяющих глубже понять и оценить литературное наследие библиотеки.

4. Формы деятельности Клуба

4.1. Клуб осуществляет деятельность в следующих формах:

  • знакомство членов Клуба с лучшими образцами литературы для детей на основе использования книжных выставочных экспозиций и разнообразия культурно – досуговых и массовых мероприятий библиотеки;
  • организация творческих занятий для детей на основе знакомства, обсуждения, анализа литературных произведений:

– занятия по изготовлению художественных и прикладных работ по мотивам данных произведений;
– музыкальные занятия;
– хореография;
– сценография и декламация;
– театрализованные занятия;

  • организация выставок-вернисажей работ воспитанников Клуба и их родителей, созданных по мотивам детских литературных произведений;
  • проведение силами членов Клуба утренников, литературных праздников, театрализованных представлений по мотивам детских литературных произведений для посетителей библиотеки.

5. Права и обязанности членов Клуба

5.1. Каждый член Клуба имеет право:

  • добровольно вступать в Клуб;
  • пользоваться литературой, необходимой для деятельности Клуба;
  • выносить на рассмотрение Клуба предложения по вопросам, являющимся предметом деятельности Клуба;
  • посещать массовые мероприятия библиотеки, участвовать в их организации и в организации выставок детского и семейного творчества.

5.2. Каждый член Клуба обязан:

  • участвовать в деятельности Клуба;
  • уважать интересы других членов Клуба;
  • оказывать помощь в организации мероприятий, проводимых Клубом в библиотеке;
  • не наносить ущерб имуществу библиотеки.

6. Режим работы Клуба

6.1. Время работы Клуба определяется расписанием, утвержденным руководителем Клуба и согласованным с родителями.

6.2. Заседания Клуба проводятся не реже одного раза в месяц, творческие и репетиционные занятия проводятся по специальному графику.

7. Структура Клуба

7.1. Деятельность Клуба координируется его руководителем по согласованию с членами Наблюдательного совета Клуба, в который входят представители родителей детей, посещающих клубные мероприятия.

7.2. Все мероприятия и занятия проводятся в библиотеке на добровольной основе, бесплатно и безвозмездно, с учетом плана деятельности Клуба.

7.3. План деятельности Клуба разрабатывается его руководителем на год по согласованию с членами Клуба и с учетом их пожеланий.

7.4. Все встречи членов Клуба сопровождаются организацией книжных выставок, соответствующих темам этих встреч и проводимых мероприятий.

8. Оценка качества работы Клуба

8.1. Качество работы Клуба осуществляется по следующим показателям:

  • использование в работе литературы из фондов библиотеки и ее книговыдача;
  • посещаемость Клуба;
  • формы занятий, их содержание, эффективность, активность детей в процессе занятий;
  • участие членов Клуба в массовых мероприятиях, выставках детского и художественного творчества.

9. Контроль за работой Клуба

9.1. Контроль за работой Клуба возлагается на его руководителя – главного библиотекаря Игнатенко В. Ф.

Любительское объединение «Театр книги»

Название: «Театр книги»

Адрес: г. Псков, ул. А. Алёхина, д.20
Работает на базе Библиотеки семейного чтения

Год создания: 2017 г.

Руководитель: Фокина Е.И.

Регулярность занятий: раз в месяц (кроме летних месяцев)

Количество участников: 20 - 25 (дошкольники и мл. школьники)

Цель – через игровые театрализованные формы работы поднять престиж чтения среди различных категорий читателей, в первую очередь детей.

Задачи:
- продвижение книги;
- воспитание любви к чтению;
- популяризация семейного чтения

Формы работы: Кукольные представления с книжными выставками, литературными викторинами для дошкольников и мл. школьников

Клуб «Юный краелюб»

Название: «Юный краелюб»

Адрес: г. Псков, Октябрьский проспект, 19-а (читальный зал).
Создан на базе Историко-краеведческой библиотеки им. И.И. Василёва

Год создания: 2016 г.

Руководитель: Лобанова Л.Н.

Регулярность занятий: 2-3 раза в месяц

Количество участников: 30 - 45 (дети 10 – 11 лет и их родители)

Формы работы: интерактивные занятия, краеведческие игры, встречи с творческими людьми, викторины, экскурсии, творческие мастер – классы, выставки, конкурсы.

Любительское объединение «Школа чтения АБВГДейка»


Название: «Школа чтения АБВГДейка»


Создан на базе

Год создания: 2011 г.

Руководитель: Иванова А.Б.

Количество участников: 25 - 30 (дети 7 – 10 лет)


Формы работы: литературные игры, встречи с творческими людьми, викторины, экскурсии, литературные праздники, творческие мастер – классы, ролевое чтение.


Школа родительской культуры «Растем вместе»

Адрес: г. Псков, ул. Труда, 20 (читальный зал).
Функционирует на базе Библиотеки «Родник» им. С.А. Золотцева

Год создания: 2015 г.

Руководитель: Петрова О.Ю.
Ответственный за работу любительского объединения – Николаева Е.И.

Регулярность занятий: 1 раз в месяц

Члены Школы родительской культуры – родители и дети

Формы работы: семинары-практикумы, тренинги, лекции, практические занятия по решению педагогических ситуаций, видеопросмотры, мастер-классы.

Любительское объединение «ТворчестВО!»


Название: «ТворчестВО!»

Адрес: г. Псков, ул. Н.Васильева, д. 83а.
Создан на базе Библиотеки микрорайона Любятово «БиблиоЛюб»

Год создания: 2015

Руководитель: Сойтту Е.Н.

Регулярность занятий: 4 раза в месяц

Количество участников: 10-15 (дети до 14 лет)

Формы работы:
- индивидуальные и коллективные занятия;
- встречи, включающие информационную составляющую:
рассказы о художниках, мастерах, видах творчества;
просмотр иллюстративного материала;
обзор изданий по различным видам художественного и прикладного искусства.

Клуб выходного дня «Мир книжных затей»


Название: «Мир книжных затей»

Адрес: г. Псков, Октябрьский проспект, 21
Создан на базе Детской библиотеки «ЛиК»

Год создания: 2017 г.

Руководитель: Чернодирова И.Н.

Регулярность занятий: 1 раз в месяц (кроме летних месяцев)

Количество участников: 15 (дети 5 – 10 лет)

Формы работы: литературные игры, громкие чтения, викторины, творческие мастер – классы, интерактивные занятия.

Клуб чтения «Любознайка»


Название: «Любознайка»


Создан на базе

Год создания: 2006 г.

Руководитель: Капинус М.Ю.

Регулярность занятий: заседания проходят раз в месяц

Количество участников: 12 - 15 (дети 7 – 10 лет)


Формы работы: литературные игры, викторины, экскурсии, творческие мастер – классы

Партнеры - Книжные магазины «Буквоед», «Книжица».

Объединение любителей фэнтези-книг от издательства «Росмэн»
Terra Incognita

Адрес: г. Псков, ул. Розы Люксембург,23
Создан на базе Библиотеки – Центра детского чтения

Год создания: 2018 г.

Руководитель: Иванова О.В.

Регулярность занятий: встречи проходят раз в месяц

Количество участников: 12 – 15 (подростки 11 - 16 лет)

Всероссийская встреча клуба Terra Incognita заявляется издательством «Росмэн». Тему выбирает издательство (1 раз в месяц) и высылает организаторам от каждого города уникальную подарочную продукцию, которая в дальнейшем разыгрывается между участниками клуба.

Клуб выходного дня «Домовенок»


Название: «Домовенок»

Девиз: «Воскресенье для чтения»

Адрес: г. Псков, ул. Новосёлов,11
Создан на базе Детской экологической библиотеки «Радуга»

Год создания: 2019

Руководитель: Матвеева И.Н.

Регулярность занятий: 1 раза в месяц (кроме летнего периода)

Количество участников: 15 – 20 (дети 6 - 10 лет, родители)

Формы работы: интерактивные занятия, театрализованные представления с книжными выставками, беседы, громкие чтения, творческие мастер - классы.

Кружок для детей «Затейники»


Название: «Затейники»

Адрес: г. Псков, ул. Карбышева д.4
Создан на базе Библиотеки - общественный центр микрорайона Псковкирпич

Год создания: 2012

Руководитель: Колосова Любовь Нинеловна

Регулярность занятий: 1 раз в неделю.

Количество участников: 15 (дети 6-13 лет)

Формы работы: творческие мастер-классы, беседы, встречи с творческими людьми, выставки.

Именно с семьи начинается мир для ребенка. Здесь он делает свои первые шаги, выговаривает первые слова, знакомится с первыми книжками. Именно папа и мама листают малышу странички с яркими картинками, рисунками, учат переживать, удивляться, восхищаться первыми литературными героями, их судьбами и приключениями. Если родители и ребенок часто берут в руки книгу, то в семье царит духовное единство, мир и любовь. Читательская атмосфера должна стать семейной традицией. Ведь именно из книги можно брать пищу для души и сердца. Важно, чтобы книжки не превращались просто в источники информации или средства развлечения, а играли общеобразовательную и культурную роль.

Не только воспитатели в садике и учителя литературы в школе должны прививать любовь к чтению. Этим еще на самых ранних этапах развития ребенка должны заняться родители. Чтобы воссоединить усилия родителей и специалистов, во многих населенных пунктах ведется работа в библиотеке семейного чтения. Библиотекари приглашают родителей на различные мероприятия, чтобы повысить интерес детей к книгам. Что ж, предлагаем вам познакомиться с целями совместных занятий с родителями, примерной программой семейного чтения в библиотеке, ожидаемыми результатами. Подобную совместную работу библиотеки и родителей можно назвать комплексной.

Причины, из-за которых следует внедрять семейное чтение в библиотеке

В последнее десятилетие исследователи отмечают формирование следующего отношения к чтению у детей и взрослых:

  • Возрастает количество детей, которые читают только произведения школьной программы.
  • С каждым годом все меньше молодежи проводит свободное время за чтением литературы.
  • Проникновение ребенка-дошкольника в культуру книг происходит все медленнее.
  • У взрослеющих к чтению все слабеет.
  • На круг чтения детей и подростков влияет массовая культура, что приводит к популярности детективов, ужасов, повестей по мотивам телесериалов.
  • Много детей читают только для развлечения.

Важность семейного чтения в школьной библиотеке

Давайте поговорим о пользе. Но для начала выясним, что же это такое - семейное чтение в библиотеке? Мероприятия непрерывного психолого-педагогического процесса совместного чтения детей и родителей с последующим анализом, обсуждением - это и есть понятие семейного чтения. Анализ произведений может быть устным, письменным, игровым. Подобные мероприятия проводились еще во времена египетских фараонов. Исследователи нашли одну запись на папирусе того периода, где написано обращение отца к сыну с просьбой направить свое сердце к книгам.

Во времена античности семейное чтение также широко практиковалось. Один из римских правителей сам написал "Историю Рима" и изучал ее со своим сыном. Применялась такая практика и в Средние века, и в эпоху Просвещения. В XIX веке чтение в семье было распространено в дворянских семьях. Современная практика уже совмещает чтение домашнее с библиотечным. Профессиональные библиотекари приглашают вместе с детьми их родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Разрабатывается целая программа семейного чтения в библиотеке. Для чего это нужно?

Последнее время утрачивается роль чтения в обществе, падает престиж образования и знаний, молодежь ориентируется на некнижные формы культуры. А из книг черпаются общекультурные, эстетические, эмоциональные потребности. Грамотность молодежи с каждым годом падает, а также снижается уровень необходимых навыков чтения и письма. У большинства детей не сформировано осознание ценности и значения книжек, газет, журналов, электронной информации. Поэтому чтение в семейной среде играет особую роль. Совместно прочитанный рассказ или повесть, его обсуждение делают членов семьи более близкими, объединяет их духовно. К сожалению, все меньше семей обзаводятся домашними библиотеками. Таким образом, у нечитающих родителей вырастают безграмотные дети. Повысить детское чтение можно только в тандеме школы, библиотеки и семьи.

Наряду с деловым, нормативным, учебным, развлекательным, самообразовательным чтением, семейное занимает особое место. В ходе такого процесса ребенок получает различные навыки и умения, приобретает основу читательской культуры. Ведь семья - это первый и главный посредник между книгой и ребенком. Там формируется интерес к книге, развивается читательский вкус. В России работа библиотеки семейного чтения имеет глубокие корни. Она включает комплексную программу, различные формы работы с детьми и их родителями. Не зря программу для семейного чтения в библиотеке часто называют "Теплый дом".

Именно семью во всем мире рассматривают как социальную ценность. Семейные отношения формируют личность человека. Сотрудники сельских и поселковых библиотек хорошо знают многие семьи и стараются через книгу повлиять на их взаимоотношения. Именно они становятся социальными педагогами, организаторами семейного чтения в библиотеке. В школьной библиотеке это тоже возможно. Девизом такого комплексного подхода к изучению книг можно взять: "Создадим страну читателей!"

Факторы значимости чтения с родителями

Интерес к возрождению семейного чтения в детской библиотеке в последнее время возрастает. Чтение рассматривается в качестве развивающей среды. Его значимость имеет свои факторы:

  • Еще с детства малышам рассказывают сказки, читают маленькие библейские рассказы, затем - мифы, стихи о природе и животных. Это самый древний и проверенный способ воспитания человека еще до того, как он выучит алфавит. Читательскую деятельность и культуру формируют на слушании и говорении.
  • Такое чтение способствует углублению детского внимания, формированию потребности в книгах. Если такую потребность заложить ребенку с детства, то он и в зрелом возрасте будет много читать.
  • Мероприятия семейного чтения в библиотеке - залог раннего и правильного овладения родной речью. Раннее чтение помогает ребятишкам расти коммуникативными людьми. Ведь пассивную речь детей (молчание) нужно развивать.
  • На основе книг формируется эмоционально-эстетическое восприятие мира. Звучащие слова сильно влияют на детей, учат торжествовать, радоваться, грустить, печалиться, шутить, смеяться. Слова дают детишкам яркие, эмоциональные впечатления.
  • В результате совместного чтения развивается способность воспринимать художественные образы. Дети включают воображение, наглядные представления. Они учатся радоваться и печалиться вместе с литературными героями.
  • не только малышам, но и людям старшего возраста. Важно не просто слушать, но и воспринимать и пересказывать прочитанное. Пожилым людям такие занятия помогают легче перенести одиночество и передать детям свой опыт. Также взрослые могут таким образом наблюдать за духовным развитием детей.
  • Совместные чтения в библиотеке помогают социализации подрастающего поколения. Создается почва для обмена мнениями, происходит эмоциональное обогащение.
  • Подобные занятия служат профилактикой старения, стимулируют активную умственную деятельность.

Не зря считается, что библиотека - территория семейного чтения. Она является альтернативой всех видов изучения книг. Эту практику активно внедрила библиотека семейного чтения Ломоносова (городка возле Санкт-Петербурга). Квалифицированные сотрудники этой библиотеки оказывают всяческую помощь семьям в выборе книг. Мероприятий по данной семейной программе здесь проводится множество: различные краеведческие конкурсы, литературные чтения, занятия подросткового клуба "Юнта".

Услуги библиотеки для чтения семьей

Что же может предложить библиотекарь в рамках семейного чтения:


Цели подобных мероприятий

Чего же можно добиться в результате подобных мероприятий в библиотеке? Вот какие цели ставят перед собой библиотекари:

  • приобщить детей и родителей к совместному чтению;
  • развивать творческие способности детей;
  • удовлетворять людей разных поколений;
  • повысить духовное и нравственное развитие семьи;
  • поддержать семейное чтение;
  • ориентировать членов родни на совместное общение в ходе изучения книг;
  • помочь обрести взаимопонимание и общие интересы;
  • увеличить эффективность чтения.

Задачи совместных чтений

Целевая программа развития библиотеки семейного чтения может ориентироваться на выполнение следующих задач:

  • изучать информационные потребности читателей, анализировать и разрабатывать актуальные темы для информирования;
  • ориентировать старших на совместное общение с ребенком в процессе чтения;
  • способствовать дружбе взрослых и детей с книгой, добиваться их взаимопонимания;
  • совершенствовать педагогическую образованность, психологическую и методическую подготовленность родителей;
  • развивать у детей способность самостоятельного мышления после прочитанного;
  • помочь посмотреть детям и родителям на чтение как на средство межличностного общения;
  • развивать творческие способности молодого поколения;
  • координировать деятельность со школами и учителями;
  • использовать все активные библиографические формы и методы работы;
  • изучить и внедрить передовой библиотечный опыт.

Ожидаемые результаты

Правильный подбор библиотеки семейного чтения и занятия там дают следующие результаты:

  • повышается престиж книги в глазах подрастающего поколения;
  • чтение становится любимым занятием;
  • библиотеку уважают и почитают;
  • формируется любовь к чтению у самых маленьких посетителей;
  • возрождаются традиции семейных посиделок за любимыми книгами;
  • развиваются творческие способности детей.

Описание подобных проектов

Перед библиотекарями стоит серьезная задача - организовать такие занятия с родителями и детьми. Нужно создать комфортную атмосферу для подобного интеллектуального общения. Для этого книжный фонд нужно укомплектовать высокохудожественной литературой, где будут книги, периодика, электронные издания.

Организация библиотечного пространства сегодня очень важна. Современная библиотека должна быть разной и многоликой. В ней можно организовать "шумные" и "тихие" зоны, открытые пространства и уединенные места отдыха. Нужно продумать каждый уголок помещения, сделав его привлекательным для посетителей.

Библиотечное пространство делает уютным не только современный дизайн. Важно продумать и организовать интересный читателю фонд. Главное - правильно расставить литературу, чтобы к ней можно было свободно подойти. Самыми эффективными способами привлечения внимания читателей будут различные акции, выставки, вечера, круглые столы. Имидж библиотеки поднимет зрелищная информация.

Примерный план занятий в библиотеке с родителями и детьми

Продумать программу семейного чтения в библиотеке очень важно. Предлагаем вам помесячное примерное планирование подобных мероприятий:

  • В январе можно провести три мероприятия: урок семейной гармонии "Семейные портреты", библиоквест "В поисках страны здоровья", занятие с психологом "Знаем ли мы своих детей".
  • В феврале можно провести интеллектуальный бой "Вам слово, эрудиты", большой книжный фейерверк "Путешествие в мир новой литературы".
  • В марте уместно проведение читательской конференции "Самое главное слово - семья", брейнсторминга "Знаток художественной литературы".
  • Апрель - время для мероприятия-диалога "Традиции хранить и умножать", выставки творческих работ "Из поколения в поколение передаем мы чудные творения", медиа-обзора "CD в помощь обучению".
  • В мае можно провести праздник семейного чтения "Мы семья, а это значит - справимся с любой задачей", дискуссию "Семейное чтение - уходящая традиция или вечная ценность?".
  • В июне школьники с удовольствием примут участие в акции "Читаем всей семьей", в гурман-вечере сказок Пушкина "В синем небе звезды блещут".
  • В июле интересной станет конкурсно-развлекательная программа "Наша семья - книжкины друзья".
  • В августе можно провести выставку творческих работ "Мама, бабушка и я - рукодельная семья".
  • В сентябре можно воплотить в жизнь литературную шкатулку "Закружилась в небе осень", книжную выставку-совет "Семейный Читаймер".
  • В октябре желательно организовать фотоколлаж ко Дню пожилого человека "Когда душа в узоре времени", семейную игротеку "Супер-бабушка".
  • В ноябре проводится мероприятие ко Дню матери "Прекрасен мир любовью материнской", праздник национальной культуры "Природа в произведениях русских писателей и поэтов".
  • В декабре можно организовать день семейного общения в библиотеке "Я с книгой открываю мир", новогоднее конфетти "Сказочный снегопад".

Описание некоторых мероприятий

Многие библиотекари начинают работу по организации семейного чтения с проведения акции "Как пройти в библиотеку". Для этого они развешивают плакаты с приглашением прийти в библиотеку. Для взрослых распространяются специальные агитационные листовки, закладки-приглашения. На центральной площади района или площади иногда развешивают плакат "Кто куда, а я - в библиотеку". Традиции семейного чтения и методы их передачи очень разнообразны.

Под Новый год часто взрослые вместе с детьми наряжают в библиотечном помещении елку, делают символ будущего года, который потом радует посетителей. Очень привлекают детей и взрослых различные выставки: "Любимые книги нашего детства", журнальная выставка "Кроха и я", "Мой ребенок", "Мамочкина школа". Сценариев библиотеки семейного чтения существует очень много. Неплохо было бы провести несколько экскурсий по книжным полкам. В помещении можно поместить специальный ящичек в качестве "Копилки книжных удивлений". В него дети и родители будут опускать записки, в которых зафиксируют интересные факты и события, удивившие их при прочтении книг.

Библиотекарю важно учитывать, что детям интересны произведения авантюрно-приключенческого характера, где присутствуют некие волшебные силы ("Гарри Поттер", "Хоббит"). В какой-то день семейного чтения в библиотеке детям можно предложить сравнить книгу с фильмом, чтобы доказать, что она более интересна, нежели кино. Детей можно заинтересовать чтением с помощью оригинальных парадоксов. Например, они должны дочитать до определенного места и найти ответ на поставленный интригующий вопрос. Часто экспериментируют с проведением дискуссий между детьми и взрослыми по поводу прочитанных страниц.


© 2024
vakhtina.ru - Бизнес это просто - Vakhtina