02.04.2024

Особенности детского рисования презентация. Презентация для воспитателей на тему: «Виды нетрадиционных техник рисования


1 из 17

Презентация - Обучение дошкольников предметному рисованию с использованием ИКТ

Текст этой презентации

Обучение дошкольников предметному рисованию с использованием ИКТ.

В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное.

Предметное рисование – этоизображение отдельно взятого предмета по представлению и с натуры.

Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие: -научить изображать форму и строение предмета, передавать пропорциональное соотношение частей, изменение в связи с несложным движением;-научить изображать некоторые характерные детали, делающие изображение выразительным, образным;-передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;-развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Первая младшая группа-вызвать интерес к процессу рисования, познакомить с материалами для рисования;-научить приемам проведения прямых, округлых и замкнутых форм;-знакомство детей с цветом Вторая младшая группа-научить изображать предметы округлой и прямоугольной формы;-применение нескольких цветов для раскрашивания рисунка;-обучение промыванию кисти;-сочетание нескольких форм в одном предмете - снеговик из 2-3 кругов, домик из квадрата и треугольник. Средняя группа - развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа;-совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка карандашами и красками;-развитие способности сравнивать и выделять особенности форм, различающихся по ширине, длине, размеру;- передача строения с ритмично расположенными частями (вверху - внизу, с одной стороны - с другой стороны), а также некоторых пропорциональных соотношений частей.

Старшая группа - совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения;- научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей;- вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек;- научить передаче в рисунке несложных движений;- развивать и совершенствовать чувство цвета;- развивать технические навыки работы с карандашом; - научить приемам рисования цветными мелками, углем, сангиной, акварельными красками.В этом возрасте дети учатся находить и передавать в рисунке сходство и различие однородных предметов.

Подготовительная группа -научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению;-научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы;-развивать композиционные умения;-развивать чувство цвета;-развивать технические навыки;-накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета. В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска.

Шаг за шагом все увереннее происходит освоение компьютерных технологий. Педагог не боится компьютера, находит его верным помощником, видит перспективы использования.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.Способность ИКТ воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью, обрабатывать данные позволяет нам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.

В нашем ДОУ разработаны слайды- сопровождения по предметному рисованию:-деревья-транспорт-птицы-животные-человек

Использование ИКТ позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятий.

Спасибо за внимание!

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Этапы развития детского рисунка Знакомство с особенностями естественного развития детского изобразительного творчества, с пониманием его значения для общего психического и художественного развития человека, поможет выявить характерные и возможные ошибки нашего взаимодействия с ребёнком. А, с другой стороны, и определить условия эффективности этого взаимодействия ПЕРВЫЙ ЭТАП. Доизобразительный этап или этап каракулей Возраст ребёнка – от 1 до 3 лет РЕБЁНОК В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ: - способен в определённой степени координировать свои движения; - способен отслеживать возможности художественных материалов оставлять след на поверхности. Особенности рисунков: - Ребёнок ещё не рисует, он играет с художественными материалами, оставляя следы (пятна и линии) на поверхности листа или любой другой поверхности; - ребёнок не «держит» формат листа и его «рисунки» не имеют выраженных границ. Что же должен делать взрослый на данном этапе? Как-то задав такой вопрос на лекции, я получила от одного молодого папы такой ответ: «Взрослый ничего не должен делать, разве что не давать ребёнку возможности рисовать. Он всё равно рисовать ещё не умеет, а только всё пачкает и портит». Его активно поддержали и другие студенты. Посмотрим теперь, какую роль играют каракули в психологическом развитии ребёнка. Функции изобразительной деятельности - рисунок становится для ребёнка средством овладения собственным телом, он помогает развить способность координировать свои движения - ребёнок открывает способ обозначения своего присутствия в мире изобразительная деятельность на данном этапе это ещё и развитие сознания ребёнка. Задачи для взрослого: - предоставлять ребёнку возможность экспериментировать с разными художественными материалами; - демонстрировать способы использования этих материалов; - эмоционально поддерживать ребёнка в процессе игры с художественными материалами, формируя положительное отношение к данной деятельности (радоваться величине и яркости пятна, толщине или тонкости линий, количеству маленьких точек ВТОРОЙ ЭТАП. Этап структурно-функционального изображения Возраст ребёнка: от 2 до 4 лет РЕБЁНОК В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ: - открывает совпадение форм реального мира и собственных графических знаков - осмысляет структурно-функционально закономерности формы (наличие у неё частей, необходимых для узнавания предмета) Особенности рисунков: - содержание изображения - образы реального мира (до которого ребёнок может дотянуться руками); - ребёнок рисует, не выходя за границы листа; - изображения предельно обобщены; - изображения отражают тактильный, двигательный, зрительный и интеллектуальный опыт ребёнка; - рисунок отражает структуру предмета и его назначение; - изменения рисунка отражают общий уровень психического развития ребёнка - изображения свободно парят в пространстве листа; - пропорции изображения искажены Первые изображения предельно просты. Круг с двумя палочками - человек. У психологов есть своё название для этих человечков - «головоноги». Морковка с тоненькими хвостиками - дерево. Постепенно конструкции усложняются. На руках вырастают пальцы, на деревьях листья, на ноги надеваются башмаки, на головы - банты и шапки Задачи для взрослого: - Создать условия для самостоятельного открытия изображения ребёнком. (Например, игры в превращение пятен, линий штрихов в конкретные изображения); - демонстрировать приёмы работы с художественными материалами; - наблюдать вместе с ребёнком окружающий мир, исследовать закономерности строения различных предметов; - эмоционально проживать вместе с ребёнком впечатления реального мира и гармонии пластической формы ТРЕТИЙ ЭТАП. Пространственно-сюжетное изображение Возраст ребёнка: от 4 до 6 лет РЕБЁНОК В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ: - осмысляет и создаёт собственную иерархию значимости явлений реальности (главный - самый большой); - осмысляет иерархию размеров предметов окружающего мира; - развитие пространственных представлений; - открывает упорядоченность предметов окружающего мира относительно верха и низа (земли и неба); - развиваются вербальные способности ребёнка (способности осмыслить и изложить причинно-следственные связи событий); - осмысляет и оценивает события, себя, людей и их поступки (+) и (-), «хорошо = красиво» и «плохо = некрасиво»; - появляется интерес не только к процессу, но и к результату изобразительной деятельности Функции изобразительной деятельности: - развитие зрительной установки (направленности на зрительное восприятие при ориентации в пространстве); - развитие способности создавать и распознавать графические и цветовые знаки - развитие произвольного внимания; - развитие фантазии и воображения; - развитие познавательных способностей ребёнка. А именно: способности осмыслять особенности формы и структуры предмета, способности обобщать впечатления от предмета, выделяя наиболее существенные признаки; - развитие мелкой моторики (движения кисти усложняются). Особенности рисунков: - содержание изображения - сюжет, событие (рисунок становится рассказом); - в рисунке обозначены верх и низ: линия земли и линия неба; - композиция рисунка - фризовая (предметы изображения расположены в одну линию, не перекрывая друг друга); - предметы изображения не «плавают» в пространстве листа, но ориентированы относительно верха и низа; - рисунок детализирован; - пропорции изображения искажены, отдельным деталям придано особое значение; - масштаб изображения свидетельствует о значимости предмета изображения Функции изобразительной деятельности: - развитие зрительной установки; - развитие способности к эмоциональному переживанию и сопереживанию; - развитие познавательных способностей ребёнка. А именно: раскрывать причинно-следственные связи событий; - развитие волевой сферы. Задачи для взрослого: - совместное проживание событий, сопереживание героям; - исследование конструктивных, структурнопространственных и ролевых закономерностей в мире; - игра с возможностями художественных средств и материалов; - эмоционально проживание вместе с ребёнком гармонии пластической формы; - совместное освоение способности осмыслять собственные переживания Оценка рисунков ребёнка Как обычно мы реагируем на работы ребёнка? 1. Что это ты нарисовал? - Непохоже! 2. Замечательно! Шедевр! В первом случае мы формируем неуверенность в себе, но и второй вариант - педагогически неграмотен. При такой оценке смещается мотив рисования. Ребёнок садится рисовать шедевр. Что можно нарисовать с такой установкой? Художник рисует, чтобы внятно выразить волнующие его переживания. ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП. Эстетически значимое изображение Возраст ребёнка: 6-9 лет Но наступает момент, когда ребёнок начинает замечать разницу: - между создаваемым изображением и образом восприятия или образом воображения - между тем, что хотел изобразить, что переживал и тем, что получилось в изображении. Это новый этап развития детского рисунка. На самом деле, образ, рождающийся у нас при восприятии реальности, совершенно не совпадает со зрительным образом, отражающемся на сетчатке наших глаз. В дневниках известной художницы Остроумовой-Лебедевой можно найти интересное наблюдение. Художница описывает свой опыт работы на пленэре. Пытаясь добиться правдивости изображения, она старалась, чтобы все цвета на рисунке максимально точно соответствовали натуре. Однако желаемого результата правдивости изображения добиться, никак не удавалось. Позднее она написала работу заново, смело меняя цвета и не думая о буквальном сходстве. Как ни странно, новый рисунок дал то ощущение верности изображения, к которому стремилась художница, ощущение совпадения с тем, что она видела на натуре. Получается парадокс: мы изображаем то, что видим, получается не то, что видим. Особенности рисунков: - содержание изображения - сюжет, событие, эстетическая привлекательность предмета изображения; - совмещение нескольких точек зрения при изображении одного предмета; - динамичность рисунка; - декоративность рисунка как отражение стремления к эстетической выразительности Функции изобразительной деятельности: - развитие способности к осознанному эмоциональному переживанию и сопереживанию; - развитие познавательных способностей ребёнка. А именно: развитие способности осмыслять выразительные возможности языка искусства. Задачи для взрослого: - совместное проживание событий, сопереживание героям; - эмоционально проживание вместе с ребёнком гармонии пластической формы; - открытие выразительных возможностей языка изобразительного искусства. ОЦЕНКА: - спонтанное воплощение переживания; - воплощение эмоционального замысла. Если нет такой работы, то в 10-12 лет разражается кризис изобразительной деятельности. Тот факт, что к 10-12 годам ребёнок теряет к ней интерес, оставляя её как пережитый этап, психологии объясняют тем, что в этом возрасте ребёнок увлекается другими видами творчества, например литературой, поскольку «слово позволяет с гораздо большей легкостью, чем рисование, передать сложные отношения, особенно внутреннего характера». Задание Предложенные рисунки определите в группы по этапам развития детских рисунков ПЕРВЫЙ ЭТАП. Доизобразительный этап или этап каракулей ВТОРОЙ ЭТАП. Этап структурно-функционального изображения ТРЕТИЙ ЭТАП. Пространственно-сюжетное изображение ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП. Эстетически значимое изображение При выполнении задания учитывайте особенности, функции детского рисунка КОЛЛОКВИУ М По-латыни слово «colloquium» означает всего лишь разговор либо беседу. во-первых, коллоквиумом нередко называют одну из традиционных форм учебных занятий, как в западной, так и в отечественной системе образования, целью которой является выявление знаний обучающихся студентов и повышение их опыта в результате непринужденной беседы с профессором либо другим преподавателем. Во-вторых, коллоквиум – это полноценные научные собрания, где сначала заслушиваются заранее подготовленные доклады, а затем происходит сложный процесс их обсуждения. Подробнее: http://www.kakprosto.ru/kak-83630chto-takoe-kollokvium#ixzz3KO1PnfrY Подробнее: http://www.kakprosto.ru/kak-83630chto-takoe-kollokvium#ixzz3KO1EvxIu Подробнее: http://www.kakprosto.ru/kak-83630chto-takoe-kollokvium#ixzz3KO19T1xg Задание Распределитесь в пары, выберите вопрос и подготовьте ответы-рассуждения для коллоквиума. Скопируйте адреса сайтов которыми вы пользовались. Напишите список литературы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Нетрадиционные формы и методы развития творческих способностей при обучении детей изобразительному искусству. Развитие творческого воображения. Развитие творческого мышления. Развитие изобразительных способностей. Значение различных видов изобразительного искусства в развитии творческих способностей у детей. Работа с одаренными детьми и учащимися Работа с детьми и учащимися имеющие трудности в обучении. Диагностика изучения способностей ребенка РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ http://www.liveinternet.ru/users/maknika/post2 55778479

МДОУ детский сад комбинированного вида № 15 Организация и методика изодеятельности (рисования) в детском саду

Шелудякова Наталия Дмитриевна

Воспитатель, руководитель студии «Мастерилка»


Рисование - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств , рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам), преимущественно из линий и штрихов.


В процессе рисования совершенствуются: Наблюдательность, Эстетические эмоции Художественный вкус Творческие способности Творческая активность Творческое воображение Ориентировка в эстетической и художественной культуре своего народа Доброта сердца Чуткость души Действенная любовь ко всему прекрасному


Что же делает рисование столь желанным для детей?

  • Во-первых, оно доступно : рисовать можно чем угодно, на чём угодно и где угодно;
  • во-вторых, это деятельность, сопровождаемая активными чувственными переживаниями : волнуют образы и сюжеты, волнуют движения линий и изменчивость цвета, волнует и переживается все происходящее в рисунке, волнуют сами рисунки;
  • в-третьих, оно познавательно , ибо помогает разглядеть, узнать, уточнить, понять многое, да и показать в рисунке свои знания;
  • в-четвертых, оно выразительно : в рисунке можно многое выразить, и порою с меньшими трудностями, чем в словах (свои душевные волнения, фантазии, предчувствия, страхи, знания, суждения и др.);
  • в-пятых, рисование продуктивно : рисуешь, и обязательно

что-то получается. Рисунок - это сделанная вещь. Можно нарисовать много рисунков, можно повесить их на стенку,

подарить, отложить, вновь достать и рассматривать.


Основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами. В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида, рисование отдельных предметов: - сюжетное - декоративное. Так же имеет своё место - нетрадиционное рисование.


Рисование отдельных предметов Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов , для всех возрастных групп являются следующие: - научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением; - научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным; - передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа; - развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.


Сюжетное рисование. Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие: - научить передаче содержания темы, выделению в ней главного; - научить передавать взаимодействия между объектами; - научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве. Не следует ограничивать сюжетное рисование изображением только тех предметов, которые дети уже изображали. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете , а все детали он выполняет по своему желанию . Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления.


Декоративное рисование. Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребёнка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Общими задачами декоративному рисованию , являются : - развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; - развивать чувство цвета; - развивать способности различать стили (дымковская, гжель, палех и т.д) в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своём творчестве; - совершенствовать технические навыки кистью и карандашом.


Нетрадиционное рисование. Нетрадиционное рисование – это методика обучения рисованию с помощью необычных предметов и необычным способом. Занятия данным видом рисования способствуют в большей мере развитию фантазии, логики, мышления. При данном способе ребенок учится мылить нестандартно. Нетрадиционное рисование дает возможность применения широкого круга возможностей для создания полноценных художественных сюжетов. Еще один огромный плюс нетрадиционного рисования – легкость в освоении методов. Все методы интуитивно понятны и легки в применении детьми дошкольного возраста. Одновременно разнообразные способы можно сочетать, получая в итоге реалистичные эффекты.


В настоящее время приоритетное направление в методике обучения изобразительной деятельности – развитие самостоятельности, инициативы и активности, которые должны повышать у детей интерес к творчеству, к процессу овладения средствами и способами создания художественных образов. Эти задачи воспитатель должен осуществлять на каждом этапе: 1 этап – возникновение замысла; 2 этап – процесс создания художественного образа 3 этап – анализ результатов творчества взрослым и детьми.


На 1 этапе для возникновения замысла – наблюдения окружающего, использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, эстетическое восприятие художественного образа с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа в картине, скульптуре, графике. На 2 этапе – выбор материалов, изобразительных средств, способов «вживления в образ» для передачи настроения, характера персонажа, животного или человека; синтез искусств для создания атмосферы творчества, эмоционального обогащения образа; создание поисковых ситуаций; использование игровых приёмов, диалоговой формы общения с целью развития творческой деятельности ребёнка. На 3 этапе – восприятие детьми результатов творчества; анализ и оценка работ с учётом мнений каждого «автора»


Творческие проявления детей

На 2 году жизни дети ещё не могут преднамеренно изображать какие –либо определённые предметы и явления. Интерес к изобразительной деятельности возникает в результате подражания взрослого. Этот период исследователи называют

«доизобразительным» .

Во второй половине 2-го года жизни всё чаще появляются следы от карандаша на бумаге. Вначале дети покрывают лист бумаги точками, штрихами, затем неотрывными дугообразными линиями, после этого линии закругляются, ломаются под углом, перекрещиваются, появляются зигзаги.

Затем дети овладевают вращательными движениями, в

результате чего получаются неотрывные

спирали, мотки.

Постепенно в рисунке исчезает

хаотическое

нагромождение линий, и всё чаще

возникают более

чёткие графические изображения.


Творческие проявления детей

Дети от 2 лет – 2 лет 6 месяцев с интересом рисуют, однако не все ещё могут находить сходство в линиях, штрихах с предметами окружающего, так как в этом возрасте отсутствует преднамеренность в изображении. Рука ребёнка неуверенно держит карандаш. Иногда появляются изображения неопределённых форм, которым ребёнок даёт различные названия, ассоциации их по цвету или формам предметов.

Дети от 2 лет 6 месяцев до 3 лет увереннее держат карандаш, кисть. Узнавание – новый этап в развитии изобразительной

деятельности. Штрихи, линии дети иногда называют

«дождики», «огоньки», «лепёшки».

Постепенно детей

привлекает не только процесс

закрашивания, но и

цветовые пятна. Дети ритмично наносят

всему листу бумаги или закрашивают

его полосками.

В изобразительной деятельности детей

возникают

первые творческие проявления.


Способы рисования в раннем возрасте

Знакомство с кисточкой как с художественным инструментом

Примакивание кисточкой

Рисование прямых, волнистых, пологих и запутанных линий (вести кисть по ворсу, а так же точек.

Рисование кисточкой круга

Рисование вертикальных линий разной длинны

Обыгрывание и дополнение контурного рисунка или аппликации

Раскрашивание объекта в раскраске состоящий из частей

Дорисовывание аппликации (ножки, крылышки, глазки, клювик)

Сочетание в одном образе разные линии: рисовать большой круг и несколько лучей – прямых и волнистых.

Нетрадиционное рисование

Рисование на песке пальчиками и палочками дорожек

(прямые и волнистые).

- «Принт» (печать листьями)

Рисование пальчиками.(оставлять на бумаге отпечатки одно-

и дву- цветные)


Дети младшего дошкольного возраста отличаются стремлением к активности, самостоятельности. Дети 3 лет могут создавать очертания определённой формы, с помощью которой передают различные образы. Передают детали одежды, черты лица и др. Изображения предметов, персонажей приобретают пространственное соотношение, не всегда понятное взрослым. Он легко ориентируется в лабиринте линий и форм. Линиями, мазками, штрихами передают предметы, явления. Рисование красками в младшем дошкольном возрасте, как и в раннем, является приоритетным. Среди методов обучения младших дошкольников имеет место «сотворчество» воспитателя с детьми. Дети проявляют желание использовать различные цвета для украшения предметов, фигур в рисунке.


Дети 3 – 4 лет знакомятся с некоторыми предметами декоративно прикладного искусства: узнают яркие цветы в узоре.

В созданном ребёнком образе находит отражение наиболее существенное, характерное для данного персонажа (у мишки круглые уши, у девочки на голове бантик).

У детей младшего дошкольного возраста происходит формирование художественно-образной основы деятельности, когда они линиями, мазками, штрихами передают предметы, явления.

Рисование красками в младшем дошкольном возрасте,

как и в раннем, является приоритетным, так как яркие

цвета воздействуют на эмоциональную сферу ребёнка.

При этом быстрее возникают ассоциативные образы.


К 4 годам наступает вторая ступень изобразительной стадии : ребенок делает важное мировоззренческое открытие - окружающий мир строго структурирован. В рисунках детей появляется линия земли - черная или коричневая полоса, зеленые травинки, белый снег, на земле в ряд располагаются персонажи рисунка, а над ними - линия неба. На этой ступени детям нравится передавать динамику различных людских и природных состояний: ребенок может нарисовать коричневую землю, а потом закрасить ее белой краской: "Зима наступила". Или изобразить синий овал - "озеро", а потом закрасить его черной краской: "Высохло". Часто дети хотят в одном рисунке передать изменения погодных условий. Сначала ребенок рисует траву, цветы, себя в легкой одежде, синее небо, ярко-желтое солнце. А потом тучи набежали, дождь пошел - пририсовывается зонтик и резиновые сапоги. То, что ребенку эмоционально ближе, важнее, он изображает крупнее остальных объектов, например, цветок может быть больше дерева, мама в два раза выше папы, он сам – выше всех членов семьи.


Способы рисования в младшей группе

Рисование крупных двуцветных предметов

Рисование овальных предметов.

Рисование предметов, состоящих из 2-3 частей разной формы

Знакомство с явлением контраста «светлый – тёмный»

Рисование сложных по форме изображений на основе волнистых линий

Рисование предметов квадратной и прямоугольной формы

Рисование декоративное

– филимоновская роспись.

  • волнистых, спиралевидных, с петлями и их сочетание
  • Нетрадиционное рисование

Рисование на песке пальчиками и палочками дорожек

(прямые и волнистые).

«Принт» (печать листьями)

Рисование пальчиками.(оставлять на бумаге отпечатки

одно- и дву- цветные)

Рисование ватными палочками

Рисование хаотичных узоров в технике по мокрому

Рисование с приёмом «приманивания» кисточкой


Творческие проявления детей

Для детей 5-го года жизни характерны активность, самостоятельность, любознательность, наглядно-образное мышление, развитая речь.

В этот период происходит усложнение структуры изобразительной деятельности, проявляются новые её подвиды: декоративное рисование на основе восприятия детьми изделий декоративно-прикладного искусства.

Предметное рисование в средней группе способствует развитию сюжета. Украшение изображённого в рисунке персонажа вносит элементы декоративности. Процесс рисования приобретает сюжетный характер.

Дети изображают предметы и явления окружающей

действительности. Усложняя процесс создания

графического и живописного изображения,

поэтому средства выразительности в рисунке

(цвет, линию, форму, композицию) дети

используют в разных сочетаниях.


В рисунках появляются фигуры животных, человека, которые ребёнок располагает ритмично в ряд, внизу листа (фризовая композиция).

Дети проявляют стремление к украшению изображений домов, машин, фигуры человека, его одежды и т.д. Происходит перенос элементов декоративного узора в сюжетное рисование.

Эстетические оценки детей очень элементарны: «красиво - некрасиво», «нравится - не нравится» . Однако некоторые омечают сочетание красок, линий, форм, выделяют рисунки в которых их привлекают сюжет, изображение природы, мир животных, сказочные образы.


Способы рисования в средней группе

Рисование предметное по замыслу

Сюжетное (передача особенностей внешнего вида)

Рисование по представлению (передача в рисунке характера и настроения героев)

Рисование красками по мотивам литературного произведения (простые графические сюжеты)

Рисование декоративное

Точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия)

Обведение кисти руки и создание узора

Рисование на аппликационной основе

Рисование контрастных по размеру образов

Рисование дидактическое (цветоведение)

Нетрадиционное рисование

Рисование модульное пальчиками и ватными палочками

Рисование – фантазирование (фантазийные образы):

  • с рисованием пальцами, ладошками, отпечатками
  • разными предметами.

Творческие проявления детей

Изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста (6 год жизни )значительно богаче по средствам изображения и содержанию, чем в предшествующих возрастах. В этом возрасте у детей особенно ярко появляется тенденция к самовыражению, самоутверждению. Стремление к созданию новых композиций является основой изобразительного творчества старших дошкольников.

Дети стали наблюдательнее, замечают и выделяют красоту цветовой гаммы, пропорций, многообразие форм предметов, выразительность характерных черт персонажа.

Благодаря координированным, плавным движениям рук,

зрительному контролю улучшается качественное

выполнение рисунка.

В собственном творчестве дети используют

то или иное

средство для передачи художественного

образа, чётко

мотивируя свой выбор.

Дети свободнее владеют пространственным


Способы рисования в старшей группе

Рисование простых сюжетов

(передача движений человека, взаимодействий и отношений между персонажами)

Рисование декоративное (беспредметные –абстрактные композиции)-безотрывное рисование карандашом, фломастером, кистью по бумаге.

Декоративное рисование

По мотивам хохломской росписи

- Дымковская роспись

По замыслу, заполняя всё пространство на листе бумаги (растительные, зооморфные, геометрические)

На объёмной фигуре (на вылепленной игрушке) – украшение кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами

  • построение кругового узора из центра, симметрично располагая

элементы на лучевых осях или по концентрическим кругам

По народным потешкам и песенкам

Рисование по представлению

Рисование по описанию (загадок и стихов)

Рисование с натуры


Рисование цветовых композиций (смешивание разных красок для получения «зимних», «весенних», «летних», «осенних» композиций). Рисование – экспериментирование - палитра – тёплые оттенки - с различными художественными материалами и инструментами Сюжетное рисование -по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений -передавая движения, взаимодействия и отношения детей Рисование предметное - рисование широкой линии всем ворсом кисти и тонкие линии – концом - рисование – дидактическое (цветоведение) Рисование по замыслу - выразительная фигура человека в контрастном костюме - в движении и с передачей мимики - улыбка, смех Рисование с опорой на фотографию (портрет) Нетрадиционное рисование Рисование – фантазирование Рисование экспериментирование с различными материалами и кляксография Рисование в технике «по мокрому»(цветовая растяжка, лессировка) Рисование на камешках по замыслу


Творческие проявления детей

К шести-семи годам у ребенка появляется способность изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат в реальном мире.

Дети свободно передают многообразие окружающей действительности: картины природы, сцены из жизни и сюжеты сказок, литературных произведений (живописные и графические образы). Многие предметы, образ человека, сказочных персонажей они изображают в рисунке, в сюжетной композиции, используя различные выразительные средства.

Определяют тёплые и холодные тона.


Способы рисования в подготовительной группе

Рисование декоративное

  • модульное
  • с элементами письма
  • по мотивам кружевоплетения (точка, круг, завиток, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля)
  • оформление лепных поделок по мотивам « Дымковской» (Вятской) игрушки
  • По мотивам «Гжели» двухчастные контрастные композиции
  • по мотивам « Городецкой» росписи

Рисование сюжетное

  • передача движения и эмоциональное состояние объектов,

изображение позы

  • по замыслу
  • пейзажное

Рисование по замыслу - несложные сюжеты и пейзажи - ассиметрия, передающая движение Рисование по представлению - парный портрет (в профиль, в анфас) Рисование с натуры - цветы - игрушки Нетрадиционное рисование - «Монотипия» (по мокрому)-пейзаж - рисование по мокрому листу.


  • Т.Г. Казакова. Детское изобразительное творчество. Изд.: ООО «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»; Москва, 2006г
  • И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2012г
  • И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2012г
  • И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2012г
  • И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2011г
  • И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2011г

С п а с и б о з а в н и м а н и е !

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Специфика и основы развития творчества детей по обучению сюжетному рисованию.

Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. При этом содержанием рисования всегда является некий сюжет.

Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления. В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.

При овладении композицией сюжетного рисунка как средством выразительности важно расположить отдельные изображения относительно друг друга, передавать отношения по величине, а действие через изображение движения, динамику отдельных поз, деталей. Все эти средства выразительности, хотя и доступны детям, однако процесс их усвоения достаточно сложен и трудоемок и требует длительной и систематической помощи, обучения со стороны педагога.

Выделения в методике обучения детей сюжетному рисованию связано с проблемой определения содержания изобразительной деятельности.

Задачи сюжетного рисования в старшей группе следующие: - научить изображению смысловой связи между объектами, передаче пространственных отношений между ними; - развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта); - развивать чувство цвета.

В соответствии с сюжетом определяется цветовое решение композиции.

Самостоятельный выбор сюжета учит осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия. Если выбор происходит неосознанно, ребенок иногда объединяет в одном рисунке предметы и действия, не совпадающие во времени. Не умея расчленить произведение на отдельные эпизоды, он объединяет их в одном рисунке. Такие работы говорят о том, что ребенок не понимает еще своеобразия изобразительного искусства, передающего только один момент действия, а не всю его последовательность во времени. Воспитатель должен понимать это, обучая детей сюжетному рисованию.

При обучении старших дошкольников сюжетному рисованию необходимо: - разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу; - научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, наклон, бег и т. п.); - развивать композиционные умения - научить передавать на листе широкие пространства земли и неба, расположение предметов: близких - внизу листа и удаленных - вверху (без изменения размеров); - развивать чувство цвета - учить самостоятельно передавать колорит, соответствующий сюжету.

Дети подготовительной группы могут изображать различные предметы в действии и понимают, что в зависимости от движения изменяется видимая форма предмета. Например, в такой теме, как «Дети лепят снеговика», в старшей группе ребята изобразят его и двух рядом стоящих детей с лопатками в руках. А в рисунках детей подготовительной группы эти же дети будут изображены за работой: с поднятыми руками около снеговика, наклонившись, катят ком снега, несут снег на лопатке, везут его на санках. Такое разнообразие в положениях фигур делает рисунок более содержательным и выразительным.

В старших группах много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Для детей игра все еще остается одним из приемов обучения рисованию. Например, в начале занятия рисованием в группу приносят письмо от Деда Мороза, в котором он просит нарисовать зверятам пригласительные билеты на елку. В качестве натуры здесь могут быть использованы более сложные и разнообразные предметы, чем в средней группе. Кроме предметов простой формы, в старшей группе надо использовать и более сложную натуру - комнатные растения с крупными листьями и несложным строением. Можно рисовать с натуры ветки деревьев и кустарников с листьями или цветами (вербы, мимозы, ели, тополя), некоторые полевые и садовые цветы с простой формой листьев и цветов (ромашку, одуванчик, нарцисс, тюльпан, лилию).

Еще сложнее натура - игрушки, изображающие разные предметы. Если рисуется какое-либо животное, следует брать плюшевые игрушки с простыми формами - удлиненные лапы, овальное туловище, круглая голова, например мишку, зайца. Если нужно передать правильные пропорции, натура должна быть в статичном положении, повернута к детям так, чтобы ясно были видны все части. Иногда следует изменить положение частей, если детям дается задание передать движение. Необходимость изменить форму при рисовании заставляет детей более внимательно всматриваться в натуру, сравнивать с ней рисунок. Для еще большего уточнения понятия о характере движения и связанном с ним положении частей тела воспитатель может предложить тому, кто затрудняется нарисовать согнутую руку или ногу, самому принять эту позу и объяснять словами движение. После рассматривания натуры воспитатель объясняет детям последовательность изображения частей.

Использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы. Дети старшей группы удачно справляются с изображением словесных образов, представление о которых опирается на восприятия однородных предметов в жизни: Красная Шапочка - девочка, кукла; жадный медвежонок - игрушечный мишка; теремок - небольшой дом и т. п.

Рисованием натуры помогает развивать чувство композиции при передаче пространства. Дети очень быстро овладевают умением располагать предметы на большом пространстве вблизи и вдали при рисовании с натуры окружающей природы. Например, они рассматривают с воспитателем из окна пространство между двумя деревьями: близко к детям расположена лужайка, за ней - река, далее - поле, а там, где небо как бы сходится с землей, видна узкая полоска леса, где даже нельзя разобрать отдельные деревья. Дети начинают рисовать, переходя от близлежащих предметов к отдаленным, начиная с нижнего края листа. Им становится ясным, что означает рисование на широком пространстве. Пустота между землей и небом исчезает.

Воспитатель должен подбирать такие сказки, стихотворения для детей, где тот или иной образ представлен наиболее ярко. Детям может быть дано задание коллективно выполнить работу, проиллюстрировать то или иное произведение, нарисовать те или иные эпизоды из мультфильмов. Например, выбрав тему из какого-либо произведения, каждый рисует по одному эпизоду.

При анализе рисунков дети подготовительной группы уже в состоянии дать оценку качеству выполненной работы. Вначале воспитатель помогает вопросами, правильно или нет выполнен рисунок. В дальнейшем дети самостоятельно обосновывают положительную и отрицательную оценки. Воспитатель должен поощрять в работах ребят выдумку, фантазию, способность мыслить самостоятельно.



Актуальность работы: Обеспечить детей необходимыми знаниями и умениями, развить творческие способности, фантазию, воображение, творческое мышление, эстетический вкус, выбирая наиболее выигрышные варианты в подборе средств и приёмов, которые можно применить в общеобразовательной школе для учащихся любого возраста. Обеспечить детей необходимыми знаниями и умениями, развить творческие способности, фантазию, воображение, творческое мышление, эстетический вкус, выбирая наиболее выигрышные варианты в подборе средств и приёмов, которые можно применить в общеобразовательной школе для учащихся любого возраста.




Задачи: Задачи: Выявить специфику возрастных особенностей школьников. Выявить специфику возрастных особенностей школьников. Разработать методы, способствующие формированию художественно-творческих навыков. Разработать методы, способствующие формированию художественно-творческих навыков. Составить подборку детских работ, отражающих возрастные особенности детского изобразительного творчества. Составить подборку детских работ, отражающих возрастные особенности детского изобразительного творчества.


Новизна работы: Новизна работы: состоит в том, что в ней представлена возможность доказать, что на возрастные особенности учащихся могут повлиять инновации учебного процесса (музейный компонент) которые ведут к положительной динамике обучения учащихся. состоит в том, что в ней представлена возможность доказать, что на возрастные особенности учащихся могут повлиять инновации учебного процесса (музейный компонент) которые ведут к положительной динамике обучения учащихся.










Четвёртая ступень. Четвёртая ступень. Отдельные части предмета изображаются детьми выпукло, при помощи распределения света и тени, появляется перспектива, передаётся движение. Отдельные части предмета изображаются детьми выпукло, при помощи распределения света и тени, появляется перспектива, передаётся движение.










Взаимосвязь возрастных особенностей детей с художественным развитием всего человечества. первые хаотичные каракули – искусство первобытного общества; первые хаотичные каракули – искусство первобытного общества; рисунки 6-7 летних детей, изображающих человека и предметную среду схематически, условно – искусство Древнего Египта; рисунки 6-7 летних детей, изображающих человека и предметную среду схематически, условно – искусство Древнего Египта; подростковый рисунок, отличающийся суховатостью, стремлением к точной прорисовке деталей – средневековое искусство; подростковый рисунок, отличающийся суховатостью, стремлением к точной прорисовке деталей – средневековое искусство; юношеское изобразительное творчество – период романтизма. юношеское изобразительное творчество – период романтизма.
Вывод: Вывод: Оценка детского творчества на разных возрастных этапах развития и правильный выбор применяемых методов и средств, необходимых для этого влияет на процесс руководства их творчеством. Оценка детского творчества на разных возрастных этапах развития и правильный выбор применяемых методов и средств, необходимых для этого влияет на процесс руководства их творчеством.


Заключение: Заключение: Обеспечение полноценного руководства детским художественным творчеством – это одна из важнейших проблем современной системы образования. У каждого современного учителя существует множество оригинальных находок в построении системы занятий. Ребенка на каждом возрастном этапе можно привлечь к художественному творчеству через музейный компонент. Обеспечение полноценного руководства детским художественным творчеством – это одна из важнейших проблем современной системы образования. У каждого современного учителя существует множество оригинальных находок в построении системы занятий. Ребенка на каждом возрастном этапе можно привлечь к художественному творчеству через музейный компонент.


© 2024
vakhtina.ru - Бизнес это просто - Vakhtina