12.04.2024

Профилирование безработных по группам. Профилирование всем в помощь Мероприятия по профилированию безработных граждан


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Прогноз и структура потребности в кадрах на территории области. Организация профессионального обучения безработных граждан. Анализ эффективности услуг по профессиональной переподготовке за счет средств центра занятости населения в современных условиях.

    дипломная работа , добавлен 26.01.2016

    Проблема занятости и трудоустройства. Социальная поддержка безработных граждан. Размеры пособия по безработице. Выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости.

    реферат , добавлен 18.09.2011

    Изучение деятельности органов службы занятости населения, направленной на содействие занятости безработных на примере ГУ Амурской области Центр занятости населения города Благовещенска. Рекомендации по улучшению деятельности ГУ Центр занятости населения.

    дипломная работа , добавлен 05.01.2011

    Обзор литературы по проблеме развития профессиональной компетентности специалиста социальной работы. Структура психодиагностического исследования. Методические рекомендации по развитию профессиональной компетентности в работе с детьми-инвалидами.

    дипломная работа , добавлен 28.11.2012

    Социальная работа среди безработных. Роль социальных работников в защите безработных. Государственные гарантии безработным в области занятости. Решение проблем занятости социально незащищенных групп населения. Технология и подходы к поиску работы.

    реферат , добавлен 08.12.2007

    Сущность, причины, виды и формы безработицы. Проблемы занятости населения и основные направления государственной политики занятости. Характеристика деятельности социальных служб по защите безработных на примере анализа работы службы занятости в России.

    реферат , добавлен 23.05.2010

    Сущность безработицы и факторы ее возникновения, принципы формирования системы социальной защиты безработных. Типы безработных, их распространенность в современной России. Потребности и мотивы обращения безработных в службу занятости в городе Чебоксары.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2011

    Анализ кадрового потенциала учреждений социально-психологической коррекции. Обзор типологии компетентности сотрудников системы социальной защиты населения. Личностные и профессиональные качества, влияющие на формирование профессиональной компетентности.

    дипломная работа , добавлен 23.03.2013

2.4. Организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан

В целях повышения эффективности работы органов службы занятости населения по содействию в трудоустройстве безработные граждане распределяются по профильным группам. При распределении по профильным группам учитывается востребованность на рынке труда имеющихся у безработного профессии и квалификации, степень мотивации к трудовой деятельности, социально-демографические и прочие характеристики.

Профилирование безработных проводится в соответствии с разработанными методическими рекомендациями по его организации и проведению. Методика профилирования предусматривает процедуры выявления проблемных категорий с высоким риском длительной безработицы на ранней стадии, вовлечение их в специальные программы, которые подобраны с учетом индивидуальных особенностей безработного и призваны сфокусировать усилия безработного и работников органов службы занятости населения на повышении его конкурентоспособности на рынке труда.

Как правило, распределение осуществляется по четырем профильным группам (в ряде субъектов Российской Федерации – по 3 - 9 группам). В группу «А» включаются безработные граждане, имеющие высокую мотивацию к труду, востребованные на рынке труда и готовые приступить к работе в кратчайшие сроки.

Группа «Б» включает безработных граждан, имеющих высокую мотивацию к труду, готовых приступить к работе в кратчайшие сроки, но слабо востребованных на рынке труда, т.к. они имеют низкую квалификацию или невостребованную профессию.

Безработные граждане, включенные в группу «В», имеют высокий потенциал трудоустройства (востребованные на рынке труда) и низкую мотивацию к труду. Как правило, граждане данной группы не готовы приступить к работе в кратчайшие сроки.
Группы профилирования безработных граждан


Группа

Мотивация к труду

Готовность приступить к работе

Востребован ность на рынке труда

А

+

+

+

Б

+

+

-

В

-

-

+

Г

-

-

-

К группе «Г» относят граждан с низкой мотивацией к труду и невостребованных на рынке труда. В большинстве случаев безработные граждане группы «Г» не хотят работать, а заинтересованы в долгосрочном пребывании в статусе безработного с целью получения социальных выплат.

Распределение граждан по профильным группам, анализ состава этих групп позволяет выявить причины их безработицы и спланировать комплекс мероприятий по содействию трудоустройства для каждой категории безработных, особенно для тех из них, кто оказался в наиболее уязвимом положении на рынке труда, применить индивидуальный подход к получателям государственных услуг в сфере занятости населения.

В целях повышения эффективности работы по оказанию содействия в трудоустройстве безработным, включенным в группу «А», как правило, предлагаются следующие государственные услуги: подбор подходящей работы, участие в ярмарках вакансий, информирование о возможности организации собственного дела, услуги по содействию самозанятости, и др.

Учитывая, как правило, низкую квалификацию безработных граждан, включенных в группу «Б», в дополнение к выше перечисленным услугам им предлагаются услуги по профобучению и повышению квалификации.

Безработным гражданам, включенным в группу «В», предлагаются в первую очередь услуги по социальной адаптации, мероприятия по психологической поддержке с целью коррекции мотивации к труду, групповое профконсультирование, участие в программах активной политики занятости, разрабатывается индивидуальный план поиска работы и др.

Безработным гражданам, включенным в группу «Г», предлагаются информационные консультации по вопросу правовой защиты, выбору сферы профессиональной деятельности, разработке стратегии трудоустройства, предлагается участие в оплачиваемых общественных работах, психологическая поддержка и др.

Следует отметить, что данная работа ведется в большинстве субъектов Российской Федерации достаточно активно.

Так, например анализ мероприятий по профилированию безработных граждан показал, что в I полугодии 2010 года в Томской области прошли процедуру профилирования все граждане, признанные в установленном порядке безработными. Наибольшее значение показателя охвата процедурой профилирования безработных граждан по субъектам Российской Федерации отмечено в Республиках Карелия , Марий-Эл , Удмуртия , Архангельской , Брянской , Калининградской , Орловской , Челябинской областях .

Республика Мордовия, Курганская, Московская, Нижегородская, Пензенская, Смоленская области и др.) деятельность по проведению профилирования безработных граждан, стала организационно более упорядоченной при внедрении единой для всех центров занятости населения Технологии (Положения, Временного порядка, методических рекомендаций и т.д.).

В субъектах Российской Федерации (Республика Хакасия , Ставропольский край , Иркутская , Омская области ,и др.) профилирование безработных граждан проводится в два этапа. При этом, если на первом этапе (первичное профилирование) осуществляется процедура оценки риска длительной безработицы на основании определения потенциала трудоустройства, мотивации к трудоустройству и определение наиболее подходящей для данного безработного гражданина профильной группы, то на втором этапе (вторичное профилирование) происходит уточнение профильной группы безработного гражданина, разработка индивидуальной стратегии содействия его занятости, формирование индивидуального плана мероприятий. Так, например, в Омской области вторичное профилирование осуществляется не реже одного раза в три месяца.

Оптимизации временных затрат на проведение профилирования, способствовала автоматизация данного процесса. Так, например, в Астраханской и Волгоградской областях внедрена компьютерная система профилирования безработных граждан. В Курганской и Томской областях используется компьютерный вариант анкетирования для определения профильной группы. В Ростовской области в компьютер заносятся результаты анкетирования.

Представляет интерес автоматизация части процедур профилирования в Воронежской области .Результат каждого этапа профилирования отмечается в электронной карточке учета гражданина. Программно- технический комплекс позволяет контролировать работу специалистов центров занятости по профилированию безработных граждан.

В ряде субъектов Российской Федерации (Пермский край и г. Москва) проводятся работы по внедрению автоматизированного варианта профилирования.

Работа по профилированию безработных граждан положительно влияет на увеличение эффективности работы службы занятости – растет уровень трудоустройства, мероприятия активной политики занятости и программ по снижению напряженности на рынке труда подбираются с учетом индивидуальных особенностей безработного гражданина и, соответственно, более эффективно решаются проблемы занятости. Так, например, в I полугодии 2010 года среди прошедших профилирование доля граждан нашедших работу увеличилась и составила в Новосибирской области -84,7 %, в Республике Марий-Эл – 51,0 %.

Профилирование безработных и своевременное принятие мер для скорейшего их трудоустройства уменьшает риск долгосрочной безработицы, позволяет оптимизировать расходы и повысить эффективность работы органов службы занятости населения.

Опыт российских регионов: Москва, Саратов, ЯрославльО профилировании безработных по группам в действующем законодательстве о занятости

В настоящее время, когда продолжительность периода безработицы имеет тенденцию к увеличению, а качество и количество вакансий на местных рынках труда оставляют желать лучшего, службы занятости испытывают сложности при трудоустройстве отдельных категорий безработных граждан. В этой связи все более актуальной становится задача построения индивидуальной работы с каждым безработным гражданином с учетом его профессиональной востребованности на рынке труда и степени мотивации к трудовой деятельности, т. е. организация работы центров занятости по профилированию безработных по группам.

История вопроса

Работая в государственной службе занятости с момента ее образования, я имею возможность воочию наблюдать все этапы ее деятельности, напрямую связанные с изменениями общероссийского и регионального рынка труда. Началу 90-х годов была свойственна относительно небольшая численность безработных, значительную часть которых составляли высвобожденные инженерно-технические работники и служащие. Середину 90-х годов отличало примерно одинаковое число уволенных по собственному желанию и уволенных в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата. В службу занятости стали обращаться граждане, длительное время не работавшие. Прослышав о существовании такой службы, где выплачивают пособие по безработице вместе с доплатами на иждивенцев и при этом сохраняется трудовой стаж, годами не работавшие граждане хлынули в органы занятости. Вместе с тем ситуация на рынке труда продолжала ухудшаться.Конец десятилетия был отмечен резким спадом производства, значительным сокращением общего числа рабочих мест, ростом безработицы, обострением социальной напряженности. Главными целями государственной службы занятости стали содействие в трудоустройстве гражданам, обращающимся за помощью в поисках работы, и социальная поддержка особо нуждающихся категорий населения.Начиная с 1999 г., когда обозначился экономический рост, количество свободных рабочих мест во многих регионах России начало увеличиваться. Это привело к тому, что у людей появилась возможность выбора места работы. В результате обращаемость граждан в органы службы занятости снизилась, а численность регистрируемой безработицы к концу 2000 г. резко уменьшилась. Эти явления не замедлили сказаться на структуре незанятых граждан и качественном составе ищущих работу. Наиболее мобильная, подготовленная часть их достаточно быстро трудоустраивалась и снималась с учета, оставались те, кто либо не мог, либо не торопился приступать к работе.Именно в 2000 г. мы, специалисты Самарской областной службы занятости, впервые услышали о программах профилирования. В июле того же года был утвержден План действий и основные мероприятия Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 гг. (распоряжение Правительства РФ от 26.07.00 № 1072-р “Об утверждении Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000– 2001 годы”). В разделах, посвященных трудовым отношениям и занятости населения, определены новые подходы к работе службы занятости с обращающимися к ней за помощью гражданами, в частности касающиеся “внедрения эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая профилирование безработных”. Соответствующие пункты в качестве обязательных внесены и в федеральную и региональные программы содействия занятости населения на 2002–2005 гг.В условиях возникшего дефицита рабочей силы все большее значение стали приобретать качество и быстрота помощи, оказываемой ищущим работу со стороны службы занятости. В марте 2001 г. в журнале “Человек и труд” была опубликована статья специалистов из Санкт-Петербургской службы занятости А. Соловьева и И. Шолохова “Профилирование безработных”.Авторы статьи предлагали четко дифференцировать безработных по социально-психологическим группам (проводя так называемое профилирование исходя из потенциала трудоустройства и степени мотивации трудовой деятельности), предусмотрев для каждой из них конкретные виды помощи.При профилировании безработных специалистам службы уже в процессе первичного приема, перерегистрации, профконсультирования, профориентации и других процедур необходимо определить их профессиональную востребованность на рынке труда, степень мотивации к трудовой деятельности и включить в соответствующую социально-психологическую группу. Задача следующего этапа – подбор мероприятий, наиболее эффективных для работы с каждой из этих групп.В результате первичного профилирования каждый из обратившихся в службу занятости попадает в одну из трех социально-психологических групп:“А” – имеющие высокий потенциал трудоустройства, готовые приступить к работе в достаточно короткий срок. Длительность их безработицы обычно не превышает одного месяца. Помощь службы занятости гражданам из группы “А” заключается прежде всего в приоритетном предоставлении комплекса необходимых услуг по содействию в поиске рабочего места (трудоустройство на имеющиеся свободные рабочие места, профориентационные услуги, профобучение, субсидии для организации собственного дела, создание дополнительных, в т. ч. специализированных, рабочих мест и др.).“Б” – лица со средним потенциалом трудоустройства, в целом готовые к трудовой деятельности, но испытывающие сложности в поиске работы. Продолжительность их незанятости – не более четырех месяцев. Для лиц с ослабленной мотивацией к трудовой деятельности (группа “Б”) необходимы иные меры: с одной стороны, усиливающие мотивацию к труду, а с другой – повышающие потенциал трудоустройства (психологическая поддержка, информация о состоянии рынка труда, об имеющихся вакансиях, включение в программы по социальной адаптации “Новый старт”, “Клуб ищущих работу”, направление на квотируемые рабочие места, привлечение на гарантированные собеседования и ярмарки вакансий рабочих и учебных мест).“В” – все остальные с низким потенциалом трудоустройства, не готовые немедленно приступить к работе. Это, как правило, будущие длительно безработные (состоящие на учете более четырех месяцев). Для граждан из группы “В”, с низким потенциалом трудоустройства и мотивацией к труду, важны в первую очередь психологическая поддержка, вовлечение в программы по социальной адаптации “Новый старт”, “Клуб ищущих работу”, направление на общественные работы, или, как альтернатива, – оформление досрочной пенсии.К сожалению, никаких предложений, касающихся дополнений и изменений в действующее законодательство о занятости в части программ профилирования, авторы статьи не рассматривали.

Опыт российских регионов: Москва, Саратов, Ярославль

Программа содействия занятости населения г. Москвы на 2002–2005 гг. (постановление Правительства Москвы от 16.07.02 № 548-ПП “О Программе содействия занятости населения г. Москвы на 2002–2005 годы”) предусматривает внедрение новых технологий в практику профориентационной работы; совершенствование услуг по психологической поддержке и социальной адаптации граждан; участие в разработке и реализации эффективных механизмов профилирования безработных граждан; ориентация программ трудоустройства и материальной поддержки на наиболее уязвимые категории безработных граждан (по результатам профилирования).

Сроки и этапы реализации программы содействия занятости населения
г. Москвы на 2002–2005 гг.:
первый этап – 2002–2003 г.,
второй этап – 2004–2005 г.

Для повышения эффективности государственных программ содействия занятости населения предусматривается поэтапное проведение мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных граждан.

В среднесрочной перспективе предполагается внедрение новых методик выплаты пособий по безработице с целью достижения более тесной увязки выплаты пособий с результатами профилирования.

За последние два года в Саратовской области удалось значительно повысить число обращений в службу занятости, в т. ч. и незанятого населения. Этому способствовали расширение информированности населения, создание центров самостоятельного поиска работы, разнообразие программ, повышающих возможность трудоустройства незанятого населения. У специалистов службы возникли серьезные опасения, что с отменой некоторых из них и значительным сокращением финансирования из федерального бюджета определенные результаты, достигнутые в 2001 г., резко снизятся, что может вызвать рост безработицы.

В этой связи перед центрами занятости были поставлены задачи увеличения численности граждан, которым будет оказано содействие в трудоустройстве за счет повышения эффективности работы. Для этого в Департаменте были определены три головных центра занятости населения по отработке технологий профилирования безработных граждан, предрасположенных к длительной безработице, усиления взаимодействия с работодателями. После апробирования в головных центрах данные технологии будут внедряться в других центрах области в зависимости от структуры зарегистрированных безработных и ситуации на рынке труда.

Специалистами Департамента ФГСЗН по Ярославской области в 2003 г. разработано методическое пособие “Технология работы специалистов службы занятости по организации и проведению профилирования безработных граждан”. Как явствует из данного пособия, технология разработана в соответствии с действующим законодательством о занятости и содержит формы анкет, структуру анализа мотивации к трудоустройству, признаки определения профильных групп, основные методы работы по ним, а также направления взаимодействия с гражданином.

О профилировании безработных по группам в действующем законодательстве о занятости

Следует отметить, что Планом действия Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 26.07.00 № 1072-р, Минтруду России было поручено разработать эффективные механизмы проведения активной политики занятости населения, включая профилирование безработных граждан. В этой связи в апреле 2001 г. Минтруд России обратился к территориальным органам по вопросам занятости с просьбой представить свои предложения, направленные на определение методов и форм работы с гражданами, имеющими различные возможности возвращения к занятости, и разработку технологий работы службы занятости с указанными гражданами.

Предложения должны были содержать:

1) перечень групп граждан, ищущих работу в зависимости от имеющихся у них возможностей возвращения к занятости, и критерии отнесения указанных граждан к различным группам;

2) перечень услуг (специальных программ) по возвращению к работе и условия их предоставления для различных групп граждан, ищущих работу;

3) технологии работы с различными группами граждан;

4) предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство о занятости, предусматривающие профилирование безработных по группам.

Кстати сказать...

Во многих странах Запада система профилирования достаточно хорошо развита. Она является основополагающей на первых стадиях работы с людьми, потерявшими работу, и широко применяется для того, чтобы быстрее подыскать работу гражданам, стремящимся получить ее, и отделить их от лиц, психологически настроенных на получение статуса “долгосрочного” безработного и малоперспективных с точки зрения трудоустройства.В США функции по трудоустройству населения выполняет Служба профилирования и возвращения работников к занятости (WPRS).Безработные, часто теряющие работу и имеющие право на пособие по безработице, профилируются при первой регистрации для получения пособия. Профилирование проводится на основе статистической модели, которая оценивает вероятность того, что ищущий работу исчерпает право на пособие. Модель содержит следующие переменные: уровень образования, стаж работы, изменения в занятости в прошлом и местный уровень безработицы. Профилированные имеют право на предоставление для них услуг в программах помощи поиска работы, но это не дает никакого преимущества в программах, связанных с переобучением, т. к. они более дорогостоящие. В Бельгии планирование действий составляется для клиентов с 10-месячным стажем безработицы. План помогает им поддерживать контакт с рынком труда в критической точке их безработицы, причем его составление является обязательным. Отказ от участия в работе по составлению плана влечет за собой применение санкций в виде лишения пособия. Первоначально определяется ситуация, в которой оказался безработный и проводится оценка его возможностей для реинтеграции в рынок труда. Затем готовится конкретный план действий, учитывающий возраст, профессиональную компетентность и другие факторы. План имеет список мер: участие в консультациях по поиску работы, профессиональное обучение, субсидирование занятости.Службой занятости Великобритании утвержден стандартный набор регулярных вмешательств в течение периода безработицы. В ходе начального интервью в службе занятости ищущий работу и консультант договариваются о плане “возвращения к работе”, который содержит множество действий, улучшающих перспективы для поиска работы. Заключение такого соглашения является непременным условием для получения “пособия ищущим работу”. По истечении 13 недель безработицы план действий может быть пересмотрен. По истечении 6 месяцев от безработного требуется принять участие в интервью по программе “Новый старт” с дальнейшими повторами через каждые 6 месяцев. В ходе интервью рассматриваются стратегии поиска работы, возможности обучения. После того как период безработицы превысил 2 года, от безработного требуется посещение двухнедельного курса “Новый старт”.

Кроме того, предполагалось представление разработанных и используемых в работе центров занятости методических рекомендаций по работе с различными категориями граждан, технологий работы центров занятости и других методических материалов, которые могли быть использованы при совершенствовании законодательной базы и нормативной базы в сфере занятости населения.

Департамент ФГСЗН по Самарской области в ответ на вышеназванное письмо Минтруда представил свои предложения. Так, специалисты службы занятости Самарского региона считали целесообразным проводить профилирование безработных по следующим группам:

группа 1 – граждане, которые могут и хотят приступить к работе при наличии вакансий. Эти граждане имеют специальности или профессии, конкурентоспособные на рынке труда, психологически готовы приступить к работе и для их трудоустройства требуется только подбор соответствующих вакансий;

группа 2 – граждане, которые могут и хотят приступить к работе, но для их трудоустройства необходимы стажировка на рабочем месте либо организация непродолжительного обучения;

группа 3 – граждане, которые могут быть трудоустроены только после серьезного обучения и проведения мероприятий по психологической поддержке для адаптации к условиям рынка труда;

группа 4 – граждане, психологически не готовые приступить к работе, и образование которых не соответствует реальным требованиям рынка труда.

Для оказания действенной помощи гражданам по их возвращению к работе необходимо прежде всего выстроить соответствующую технологию работы. По мнению специалистов Самарской службы занятости, данная технология должна обеспечивать:

– индивидуальность подхода к каждому безработному, исходя из его психологических и профессиональных особенностей;

– организацию приема безработных по профессионально-квалификационным категориям, возрастным группам, принадлежности к категории граждан, нуждающихся в социальной защите (особенно инвалидов);

– организацию специальной подготовки для сотрудников, ведущих прием безработных;

– доступ безработных, желающих работать, к оперативной информации по мере поступления вакансий, а не по мере наступления срока контрольных явок (дат перерегистраций).

Лишь в 2003 г. российские законодатели внесли дополнения в ст. 14 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (далее – Закон о занятости), расширив деятельность государства, направленную на содействие “полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения”, такой позицией, как “внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан”. Здесь имеется краткое определение профилирования как распределения безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда.

И опять приходится сожалеть, что мы, специалисты государственной службы занятости, ничего конструктивного, нормативно закрепленного в отношении профилирования безработных граждан, в новой редакции Закона о занятости не получили. Но тем не менее не надо расценивать этот факт как основание для уныния. Напротив, полагаю, что следует подвести промежуточные итоги и сформулировать свои предложения.

Подводя итог, можно с уверенностью говорить о том, что работа по организации профилирования категорий безработных в России медленно, но верно идет. Во многих территориальных органах по вопросам занятости населения специалисты пытаются внедрять у себя в работе отдельные элементы профилирования. Есть определенные попытки выстроить свою систему, включающую базовые процедуры первичного обращения гражданина в службу регистрации его в качестве безработного и т. д. Однако все это, на мой взгляд, носит поверхностный, фрагментарный характер, поскольку сегодня у специалистов государственной службы занятости нет самого главного – нормативно-правовой базы профилирования безработных граждан. Предвижу удивление, негодование и другие негативные эмоции, связанные с отрицанием моего утверждения, т. к. здесь срабатывает уже сформировавшийся стереотип, что профилирование – это удел только профконсультантов. Полагаю, что определить, к какой группе относится наш клиент, означает лишь первый шаг в данном направлении. За определением группы стоит определение объема услуг для каждого конкретного гражданина, обратившегося в службу занятости. Это напрямую связано и с выбором программы активной политики занятости, и с мерой материальной поддержки в период безработицы.

Необходимо нормативно закрепить сроки проведения обязательного глубокого интервью каждого безработного гражданина для выбора стратегии поиска работы – при постановке на учет, через 3 месяца безработицы, через 6 месяцев и т. д. Кроме того, крайне важно, когда и при каких условиях результаты интервью могут служить основанием для определения объема услуг, предоставляемых службой занятости. Эти позиции напрямую связаны с правами, обязанностями и мерой ответственности как безработных граждан, так и специалистов службы занятости. По большому счету, необходимо решить вопрос, на каких условиях безработный гражданин будет принимать участие в программе профилирования – факультативных или обязательных, и исходя из этого выстраивать дальнейшие отношения со службой занятости.

Первая регистрация ищущих работу в службе занятости – основной момент для потенциального безработного и специалиста центра. Для всех категорий граждан России, вне зависимости от того, станут они долгосрочными безработными или нет, предоставляется весь спектр услуг, предлагаемых службой занятости. Но роль службы занятости состоит не только в предоставлении соответствующих услуг как таковых, но и в том, что она играет главную роль в поддержании и развитии связей между всеми элементами политики рынка труда.

ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛИРОВАНИЯ

НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ И БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН

Распределение безработных по профильным группам

Технология предусматривает распределение безработных граждан на три профильные группы исходя из предполагаемой продолжительности периода безработицы , определяемого по величине потенциала трудоустройства и степени мотивации к трудоустройству каждого безработного гражданина.

В первую группу попадают граждане, трудоустройство или занятость которых возможны в короткие сроки - прежде всего имеющие высокую мотивацию к трудоустройству и высокий потенциал трудоустройства, владеющие навыками и техникой поиска работы, готовые приступить к работе в достаточно короткий срок (1-2 месяца - малая продолжительность безработицы). К первой группе можно отнести граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии, специальности, желающих пройти профессиональное обучение; граждан, не имеющих специальности, профессии, ранее работавших, имевших заработок по последнему месту работу и виду работы в пределах среднего по области по данному виду деятельности , обладающих высокой мотивацией к трудоустройству.

В эту группу могли бы попасть граждане и с низкой мотивацией, но с высоким потенциалом к трудоустройству. Однако Закон о занятости не позволяет снимать с учета граждан, отказывающихся от вариантов подходящей работы – не желающих работать, предусматривая лишь приостановку выплаты пособия им. Таким образом, они надолго задерживаются на учете в службе занятости как безработные.

Во вторую – лица с высокой или со средней мотивацией к трудоустройству и средним потенциалом трудоустройства, в целом готовые к трудовой деятельности, но испытывающие определенные сложности в поиске работы, или недостаток квалификации и стажа, либо имеющие субъективные и объективные препятствия к трудоустройству (слабое состояние здоровья, наличие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, отдаленность проживания), трудоустройство или занятость которых потребует некоторого времени (средняя продолжительность безработицы до 6 месяцев). Ко II группе можно отнести выпускников профессиональных учреждений, некоторую часть граждан, из числа особо нуждающихся в социальной защите (женщин воспитывающих несовершеннолетних детей, граждан предпенсионного возраста, инвалидов III группы и граждан, имеющих ограничения в трудовой деятельности и др.) и других граждан, имеющих достаточно высокую мотивацию к трудоустройству и реальные запросы в части заработной платы и условий труда.

В третью группу (III )– лица с низкой мотивацией и низким потенциалом к трудоустройству, не готовые немедленно приступить к работе (как правило - длительные безработные).

В III группу могут попасть граждане, не имеющие профессии (специальности) или с низким образованием и низкой квалификацией, при условии отсутствия на рынке труда спроса на неквалифицированный труд; граждане, имеющие высокий потенциал трудоустройства и высокое пособие по безработице, уверенные в своем трудоустройстве по окончании периода безработицы, заинтересованные по различным причинам временно не работать; инвалиды, алкоголики, освобожденные из мест лишения свободы – те граждане, в которых не заинтересованы работодатели. Сюда же могут попасть граждане предпенсионного возраста, как с хорошим заработком, так и с низким, заинтересованные в получении досрочной пенсии, либо настроенные на пассивное ожидание пенсионного возраста; граждане, имеющие ограничения в трудовой деятельности или инвалиды II-III группы, матери малолетних детей и другие граждане заинтересованные в получении дополнительной материальной поддержки и иных выгодах для себя (пособие, льготы по оплате квартплаты и коммунальных услуг , стаж, выплату алиментов).

Оценка уровня мотивации клиента к трудоустройству

С целью определения степени мотивации клиента к трудоустройству предлагается «Анкета ». Анкета заполняется в присутствии специалиста службы занятости в начальный период работы с клиентом (на стадии регистрации клиента в целях поиска подходящей работы) в течение 5-10 минут.

Мотивация к трудоустройству – это те или иные причины, побуждающие человека работать или искать работу. Это удовлетворение материальных потребностей, возможность сделать карьеру или самореализоваться, определенный социальный статус и др. Что же указывает на желание гражданина, обратившегося в службу занятости, работать? Основными критериями, определяющими его стремление работать, являются, во-первых, его активный поиск работы, во-вторых, желание и готовность к обучению новым видам применения своих возможностей и силы (профобучение, повышение квалификации). При этом важным является реальная оценка гражданами своих возможностей в вопросах трудоустройства на рынке труда.

Вопросы, предлагаемые в анкете, позволяют в значительной мере определиться в настроениях клиентов к трудоустройству и занятости. Однако, следует учитывать, что ответы на вопросы анкеты, могут быть не вполне правдивы в силу человеческой психики (желание человека выглядеть в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле) и не могут быть равнозначны в полной мере для всех клиентов, отличающихся друг от друга уровнем образования, квалификацией, наличием опыта работы, полом, другими социально-демографическими данными.

Все ответы на поставленные вопросы оцениваются от 0 до 2 баллов, при этом высшая оценка дается ответам, характеризующим высокий уровень мотивации к трудоустройству. Ответ на четвертый вопрос оценивается максимально, если его содержание указывает на активный самостоятельный поиск работы клиентом; не оценивается ни одним баллом, если клиент ничего не делает, чтобы найти работу; по содержанию ответа возможна оценка и в один балл.

Ответы на восьмой вопрос не оцениваются, а служат дополнительной информацией о клиенте при определении перечня необходимых мероприятий в работе с клиентом с целью его трудоустройства в возможно короткий период времени. Анкета с оценками ответов на вопросы прилагается (оценка указана в скобке в конце ответа).

После заполнения клиентом, анкета рассматривается специалистом службы занятости, ведется подсчет набранных баллов. В зависимости от их числа и определяется степень мотивации к трудоустройству. При наборе клиентом суммы баллов от 0 до 6 его уровень мотивации оценивается как низкий, при наборе от 7 до 12 баллов – как средний, от 13 до 18 баллов – как высокий.

Определение степени мотивации клиента к трудоустройству по анкете является первичным профилированием клиента. Дальнейшее общение с клиентом либо подтверждает сделанную оценку мотивации клиента, либо вносит определенные коррективы, исходя из наблюдений за поведением клиента в процессе работы с ним.

Клиенты с высоким уровнем мотивации к трудоустройству живо интересуются всеми предлагаемыми вакансиями , просят дать их как можно больше, не откладывают посещение работодателей на последний день, приходят в центр занятости не только в назначенные дни, подтверждают самостоятельный поиск работы, стремятся повысить свою квалификацию, получить перспективную профессию, приобрести новые навыки, принимают предложения принять участие в активных программах занятости.

Поведение клиентов с низкой мотивацией к трудоустройству прямо противоположно. Они неохотно принимают предлагаемые вакансии, стараясь найти причину отказа от них (удаленность, не устраивает режим работы, задержка зарплаты и др.), занижают свои профессиональные возможности при подборе подходящей работы, отказываются от самостоятельного поиска работы, поздно идут на встречу к работодателю и т. д.

После двух-четырех встреч с клиентом, работники центра занятости уже могут сделать окончательный вывод о его желании скорейшего трудоустройства или другого рода занятости, т. е. о степени мотивации к трудоустройству.

Оценка потенциала трудоустройства

Под потенциалом трудоустройства гражданина понимается его возможность трудоустроиться по месту жительства. Чем должен обладать тот или иной человек, чтобы получить работу? Какие социально-демографические характеристики и другие факторы влияют на успех трудоустройства гражданина?

Естественно, прежде всего, необходимо иметь профессию (специальность) востребованную на рынке труда. Большое значение в трудоустройстве имеет опыт работы по имеющейся специальности, владение смежными профессиями, дополнительными навыками и умениями, что увеличивает потенциал трудоустройства гражданина. Однако, во всех сферах деятельности человека имеется достаточно рабочих мест, не требующих специального обучения и подготовки специалистов, которые являются подходящими для граждан, не имеющих профессии или специальности. При отсутствии у этих граждан различных субъективных факторов, снижающих потенциал трудоустройства, и при наличии на местном рынке труда достаточного количества вакансий неквалифицированного труда, их потенциал трудоустройства может быть также достаточно высок.

Влияние состояния местного рынка труда на величину потенциала трудоустройства играет первостепенную роль. Отсутствие рабочих мест по специальности, которой обладает тот или иной гражданин, может резко снизить потенциал его трудоустройства.

На уровень потенциала трудоустройства существенно влияет такой фактор как возраст. Общеизвестно, что работодатели трудно и неохотно берут на работу выпускников всех видов учебных заведений и граждан предпенсионного возраста. Потенциал трудоустройства снижается при наличии у граждан ограничений к труду по состоянию здоровья, при наличии на иждивении малолетних детей и детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, лиц, нуждающихся в уходе, при наличии вредных привычек, при увольнении за прогулы и другие виновные действия, длительно неработающих граждан.

Все эти данные, как правило, вносятся в карточку персонального учета гражданина при регистрации его в целях поиска подходящей работы.

Практически определение потенциала трудоустройства сводится к сопоставлению имеющейся профессии (специальности) гражданина с предложениями свободных рабочих мест на рынке труда, т. е. с базой данных вакансий центра занятости. Для отдельных категорий граждан делается корректировка в определении потенциала с учетом его медицинских показаний к труду, возраста, семейного положения и других факторов. Обычно небольшого опыта работы специалистов по трудоустройству достаточно, чтобы судить - какие профессии востребованы, а какие востребованы мало или вообще не востребованы.

Работа с гражданами различных профильных групп

После определения профильной группы безработного гражданина для каждого намечается перечень мероприятий и услуг, необходимых для осуществления трудоустройства или иной занятости гражданина. Для этого для каждого безработного заводится «блиц-флажок» (см. рис.), который размещается либо на первой странице КПУ, либо на текущей ее странице, т. е. таким образом, чтобы он всегда находился в поле зрения специалиста центра, работающего с гражданином. Здесь же отмечается дата оказания той или иной услуги. Такой прием позволяет экономить рабочее время специалиста (не нужно каждый раз просматривать страницы КПУ, чтобы продолжить эффективную работу с клиентом).

Помощь службы занятости гражданам I группы заключается, прежде всего, в предоставлении имеющихся вакансий, профинформационных и профконсультационных услуг, в направлении их на профессиональное обучение, оказании помощи в организации собственного дела, в участии их в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест.

Для лиц, отнесенных ко II группе, необходимы меры, с одной стороны, усиливающие мотивацию к труду, а с другой – повышающие потенциал трудоустройства (психологическая поддержка, информация о состоянии рынка труда, об имеющихся вакансиях, вовлечение в профориентационные программы «Новый старт», «Клуб ищущих работу», трудоустройство на квотируемые рабочие места, участие в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест, программах активной политики занятости, оказание профинформационных и профконсультационных услуг, направление на профессиональное обучение).

Для граждан, отнесенных к III группе, с низкой мотивацией к труду и низким потенциалом трудоустройства важны, в первую очередь, психологическая поддержка, психокоррекционная работа, а также вовлечение в профориентационные программы «Новый старт», «Клуб ищущих работу», участие в ярмарках вакансий, направление на общественные работы , или как альтернатива – направление на досрочную пенсию, при наличии подходящей работы максимально частое приглашение в центр занятости.

От сотрудников центра требуется квалифицированная помощь в формировании мотивов выбора формы занятости и в воздействии на уровень притязаний клиентов.

Следует отметить, что со временем мотивация к труду и возможности безработных граждан могут меняться.

Анкета

клиента Центра занятости населения

V ».

прежде всего ?

Помощь в трудоустройстве

Приобретение навыков для успешного поиска работы

Помощь в адаптации к изменившимся условиям жизни

Переобучение или повышение квалификации

Материальную поддержку (пособие)

Я быстро найду работу

Не сразу, но я обязательно найду работу, которая меня устроит

У меня мало шансов найти работу

Я не смогу найти подходящую работу

3. Что на Ваш взгляд, прежде всего

Моя активная позиция в поиске работы

Реальный подход к возможностям своего трудоустройства

Повышение квалификации

Получение другой профессии

Помощь в организации собственного дела

Варианты работы, предложенные службой занятости

Мне уже ничего не поможет

Да, но только по специальности

Да, если подойдут условия труда

Да, если предложенная зарплата будет ненамного ниже прежней (не более, чем на 25 %)

Да, готов начать трудовую деятельность с любой по размеру заработной платой

У меня есть время попытаться найти работу по своей специальности

Да, во многие

Да, обращался в некоторые из них

Нет, потому что там берут процент от заработка

Нет, потому, что считаю это пустой тратой времени

?

Отсутствие жилья

Наличие маленьких детей

Наличие несовершеннолетних детей

Низкая квалификация по имеющейся профессии

Отсутствие профессии (специальности)

Отсутствие опыта работы

Возраст

Состояние здоровья

Моя нерешительность, стеснительность

Неумение общаться с людьми

Неумение искать работу

Да, веду самостоятельный поиск работы почти каждый день

Да, веду самостоятельный поиск время от времени

Занимался раньше

Занимался раньше, а теперь потерял веру в эффективность этого занятия

Нет, так как надеюсь на помощь центра занятости

Нет, так как думаю, что это не поможет в моей ситуации

Нет, так как нет желания

Помощь в трудоустройстве

Материальная поддержка (пособие)

Анкета

клиента Центра занятости населения

Укажите Вашу фамилию, имя, отчество:

___________________________________________________________________________

Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который считаете нужным и отметьте его значком « V ».

1. Какую помощь Вы хотите получить в Центре занятости прежде всего ?

Помощь в трудоустройстве (2)

Помощь в организации собственного дела (2)

Приобретение навыков для успешного поиска работы(1)

Переобучение или повышение квалификации(1)

Материальную поддержку – пособие (0)

2. Как Вы оцениваете перспективы своего трудоустройства?

Я быстро найду работу (2)

Не сразу, но я обязательно найду работу, которая меня устроит (1)

У меня мало шансов найти работу (0)

Я не смогу найти подходящую работу (0)

3. Что на Ваш взгляд, прежде всего , поможет Вам скорее решить проблему занятости?

Моя активная позиция в поиске работы(2)

Реальный подход к возможностям своего трудоустройства(1)

Повышение квалификации(1)

Получение другой профессии(1)

Помощь в организации собственного дела(1)

Варианты работы, предлагаемые службой занятости(1)

Мне уже ничего не поможет(0)

Помощь в адаптации к изменившимся условиям жизни(1)

Другое _________________________________________________________________

4. Что Вы предпринимаете (делаете), чтобы найти работу?

1._________________________________________________________________________2._________________________________________________________________________3._________________________________________________________________________

5. Готовы ли Вы в случае отсутствия подходящей для Вас вакансии работать с зарплатой ниже вашего прежнего заработка?

Да, но только по специальности(1)

Да, если подойдут условия труда(1)

Да, если предложенная зарплата будет ненамного ниже прежней (не более, чем на 25 %)(2)

Да, готов начать трудовую деятельность с любой по размеру заработной платой(2)

6. Готовы ли Вы поменять характер работы, вид деятельности, сменить профессию в целях трудоустройства?

У меня есть время попытаться найти работу по своей специальности(1)

Не знаю(1)

7. Обращались ли Вы в другие службы по трудоустройству?

Да, во многие(2)

Да, обращался в некоторые из них (1)

Нет, потому что не знаю об их существовании

Нет, потому что там берут процент от заработка(1)

Нет, потому, что считаю это пустой тратой времени(0)

8. Что мешает Вашему трудоустройству ?

Отсутствие жилья,

Наличие маленьких детей,

Наличие несовершеннолетних детей,

Низкая квалификация по имеющейся профессии,

Отсутствие профессии (специальности),

Отсутствие опыта работы,

Возраст,

Состояние здоровья,

Моя нерешительность, стеснительность,

Неумение общаться с людьми,

Неумение искать работу,

Другое____________________________________________________________

9. Занимались ли Вы самостоятельным поиском работы?

Да, веду самостоятельный поиск работы почти каждый день(2)

Да, веду самостоятельный поиск время от времени(1)

Занимался раньше(0)

Занимался раньше, а теперь потерял веру в эффективность этого занятия(0),

Нет, так как думаю, что это не поможет в моей ситуации(0)

Нет, так как нет желания(0)

10. Какая из двух вариантов помощи, оказываемой службой занятости, для Вас наиболее значима и важна?

Помощь в трудоустройстве(2)

Материальная поддержка –пособие (0)

Владимир Власов
Источник: Работа и зарплата

По последним опубликованным данным исследования проблем занятости населения, которое провел Госкомстат России в 2003 году, численность безработных в Москве составила 67 тысяч человек, что на 5,9 % больше, чем за тот же период 2002 года. Причем безработных мужчин стало больше на шесть тысяч человек, а женщин - на две тысячи. Многие специалисты считают, что занятость в целом стала менее стабильной. Причинами нестабильности являются увольнения и сокращения численности персонала, а также добровольное прекращение трудовых отношений.

Чувство ненадежности занятости у многих москвичей зависит от того, как они оценивают возможности, которые могут предоставить их профессиональные навыки и уровень квалификации при быстром изменении потребностей рынка труда.

В этих условиях законодатели позаботились, чтобы безработные, которые обратятся в службу занятости, смогли найти работу в оптимальные сроки. В прошлом году в Закон «О занятости населения в Российской Федерации» было внесено дополнение, касающееся безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости. Речь в нем идет об организации и проведении специальных мероприятий по профилированию таких граждан.

Что такое профилирование?

При обсуждении данного нововведения в закон о занятости (еще на стадии законопроекта) в Российской трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений возникало достаточно вопросов. Многие видели в названии «профилирование» что-то отдаленное от человека, вроде технического термина из области обработки металла. Когда автор говорил по этому поводу с некоторыми специалистами службы занятости Москвы, они высказывались о некорректности применения данного понятия к безработным.

Заметим, что разработка методики профилирования, направленная на создание более гибкого рынка труда, осуществлялась в рамках специального международного проекта «Содействие структурной перестройке системы социальной защиты», на деньги, взятые в кредит у Всемирного банка. Этим, а также неточностью перевода можно объяснить появление данного названия.

По определению разработчиков методики, профилирование - это система разбиения безработных на категории в соответствии с риском длительной безработицы, который оценивается на основании индивидуальных характеристик безработного, отражающих потенциал трудоустройства и мотивацию к трудоустройству, с последующим определением оптимального, с точки зрения повышения потенциала трудоустройства, набора активных программ занятости для тех групп безработных, помощь которым со стороны службы занятости является экономически эффективной при заданных ресурсных ограничениях.

Обратим внимание на то, что профилирование должно привести к экономически эффективной работе служб занятости при заданных ресурсных ограничениях. Это надо понимать так: из бюджета выделяется определенная сумма на трудоустройство незанятых и защиту их от безработицы, а службы занятости стараются с минимальными затратами средств возвратить безработных на рынок труда. При росте безработицы количество безработных благодаря услугам службы занятости будет уменьшаться.

Безработных ставят на поток

Профилирование ставит работу с безработными на поток. Данный метод широко распространен в Западной Европе, где потерявший работу гражданин обращается в службу занятости, проходит тестирование на компьютере, после чего чиновник решает, нужно ему помогать или он самостоятельно найдет работу. Но надо иметь в виду, что в Европе люди живут в рыночных условиях сотни лет и за это время успели привыкнуть к увольнениям. Совсем другое дело у нас.

Методика профилирования предусматривает процедуры выявления проблемных категорий с высоким риском длительной безработицы на ранней стадии, вовлечение их в специальные программы, которые подобраны с учетом индивидуальных особенностей безработного и призваны сфокусировать усилия безработных и работников служб занятости на повышении конкурентоспособности безработного на местном рынке труда. Профилирование позволяет проявлять определенную гибкость: доля безработных, с которыми служба занятости будет работать более тщательно, определяется исходя из финансовых и штатных возможностей службы занятости и может меняться в зависимости от ужесточения или ослабления этих ограничений.

Придется пройти тест

Профилирование предусматривает тестирование гражданина, пришедшего в службу занятости. Тест выявляет ряд факторов, определяющих вероятность длительной безработицы.

Пол работника. Женщины испытывают больше проблем с поиском работы. Возраст. Чем старше человек, тем труднее найти работу.

Наличие профессионального образования и определенных навыков в труде уменьшают время поиска работы.

Стаж на последнем месте работы - чем он больше, тем тяжелее найти работу в силу того, что у работника аккумулируются навыки, специфические для прежнего места работы, их труднее применить у нового работодателя.

Общий стаж - несмотря на отрицательный эффект возраста, более опытные работники трудоустраиваются быстрее.

Количество иждивенцев - большая семья, как правило, вынуждает работника искать более высокооплачиваемую работу, а это увеличивает время трудоустройства.

Профессиональная подготовка и переподготовка значительно повышают шансы найти работу.

Причины увольнения - работники, высвобождаемые по сокращению штатов или ликвидации предприятия, дольше остаются безработными.

Кроме того, имеет значение, впервые ли гражданин столкнулся с проблемой поиска работы, долго ли не работал; принадлежит ли к социально незащищенным категориям.

Существенную роль играют характеристики местного рынка труда.

Вместе с тем ряд важнейших факторов разработчикам не удалось пока задействовать в методике. Это - величина заработной платы, уровень профессиональной квалификации.

В результате тестирования компьютер определяет рейтинг безработного в виде величины времени поиска работы.

Например, у Иванова предполагается длительность безработицы три месяца, а у Петрова - семь.

Этот срок корректируется с учетом мнения специалистов службы занятости, которые будут тщательно выявлять, какова мотивация к труду и самооценка безработного. Плохо, если безработный не спешит согласиться на работу, которую предлагает служба занятости.

Далее по методике подбираются конкретные программы для отобранной категории безработных. Для них компьютер составляет индивидуальный план действий. Мотивация участия безработного в предлагаемых специальных программах может быть усилена путем приостановки выплаты пособия по безработице в случае отказа от участия в программе.

Для других безработных индивидуальный план действий не составляется, но они имеют доступ к программам службы занятости. Набор программ определяется количеством средств, имеющихся у службы занятости. Весь вопрос в том, хватит ли на эти программы денег?

В службе занятости Москвы методика профилирования развивается со дня рождения этой службы и сейчас представляет собой систему работы с каждым безработным в отдельности. Это не поставлено на поток, как на Западе, где выводы делает компьютер, хотя и у нас подавляющее число безработных проходят тестирование. Особое отношение - к категории граждан, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. В жесткой опеке службой занятости не нуждаются те безработные, которые имеют соответствующие рынку труда навыки и профессиональную подготовку и уверены в своих силах.

В Московской области служба занятости более внимательно относится к молодым безработным и долго не работавшим лицам. Здесь отработаны и широко применяются тесты по профориентации безработных, их психологической поддержке и др.

Каждая служба занятости с учетом финансового обеспечения, специфики рынка труда и численности незанятых имеет свой набор активных программ помощи безработным. Но при нынешнем финансовом обеспечении программ занятости о полном введении в действие данной методики говорить не приходится. Программное обеспечение профилирования безработных - дорогое удовольствие. К тому же его надо корректировать каждые два-три года и подстраивать под ситуацию, меняющуюся на рынке труда региона. Здесь без привлечения науки и ученых не обойтись. Это вопрос будущего. А пока денег на обычные активные программы занятости Правительство РФ отпускает все меньше.

Это видно из итогов работы служб занятости за 2003 год. Количество граждан, проходивших обучение по направлению службы занятости, по сравнению с 2002 годом составило 79,1 % в Москве и 75,3 % в Московской области.

Будем надеяться, что профилирование со временем заработает в полную силу и не только станет «скорой помощью» для граждан, стремящихся получить работу, но и позволит отделить их от лиц, психологически настроенных на получение статуса долгосрочных безработных и малоперспективных с точки зрения трудоустройства.

Владимир ВЛАСОВ


© 2024
vakhtina.ru - Бизнес это просто - Vakhtina